Внутренний рынок: динамическое равновесие
Согласно статистике ATI.SU, по итогам первого квартала 2024 г. объем заявок на внутренние грузоперевозки по России увеличился на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но снизился на 10% по сравнению с предыдущим кварталом.
Ситуация в отдельных регионах не сильно отличается от данных в целом по стране, но некоторые субъекты демонстрируют достаточно интересные показатели. Так, в первом квартале года наблюдался наибольший рост спроса на отправку грузов из Тамбовской области (+106% по объему заявок) и Мордовии (+95%) и существенное сокращение автомобильных поставок из Запорожской области (˗46%) и Реcпублики Тыва (˗43%).
В качестве пункта назначения значительно возрос интерес грузоотправителей к Калининградской области (+209%), а также регионам Дальнего Востока: Хабаровскому (+120%), Приморскому (+81%) краям, Сахалинской (+67%) и Амурской областям (+63%).
Соответствующая динамика наблюдается и в ценовой политике транспортных компаний: сервис «Индекс ATI.SU FTL РФ», в котором аккумулируются данные по сотне наиболее популярных внутренних направлений, показывает, что средние цены на перевозки по России с апреля 2023 г. по апрель 2024 г. выросли на 25,1%, но с января по апрель 2024 г. снизились на 10,4%. Причем по разным направлениям ситуация неоднородная: так, перевозки из Санкт-Петербурга в Москву за год подорожали на 22,5%, а за три последние месяца подешевели на 3,9%, но в обратном направлении за три месяца подешевели уже на целых 30,9%. Вообще стоимость доставки из Москвы по сравнению с началом года к апрелю стала дешевле по многим направлениям: например, в Екатеринбург – на 31,8%, в Казань – на 29,2%.
Такая динамика спроса и цен на перевозки обусловлена в первую очередь фактором сезонности, который в данной отрасли всегда играет большую роль. Так, в последнем квартале прошлого года предновогодний ажиотаж традиционно повысил спрос доставки грузов, после чего логично последовало падение спроса. Но годовая динамика свидетельствует о некотором охлаждении на рынке. По крайней мере, тот бурный рост, который наблюдался в первой половине 2023 г., остался позади. Уже не столь актуальна и проблема дефицита водителей, которая остро стояла на протяжении всего прошлого года. В целом можно говорить о том, что рынок пришел в состояние динамического равновесия.
Внешний рынок: напряженное ожидание
На рынке международных автомобильных грузоперевозок картина гораздо более неоднородная. Объем заявок на ввоз товаров в Россию из-за рубежа в целом за год увеличился на 17%, а ставки перевозчиков – на 26%. В абсолютном выражении наиболее активный импортер в нашу страну – Белоруссия (рост спроса на 18%), а наиболее динамичное развитие показывают Китай (+117% по объему заявок) и Кыргызстан (+69%). В то же время сезонный фактор проявляет себя и здесь: по сравнению с последним кварталом 2023 г., в начале 2024 г. произошло ощутимое снижение объема экспортных заявок, на 17%, с сохранением прежнего уровня цен.
Гораздо позитивнее обстоят дела в направлении экспорта: здесь наблюдается рост спроса не только в годовом выражении (объем заявок больше на 36%), но и даже по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. (на 14%). Ценовая политика перевозчиков стабильно держится на уровне прошлого года, и это тоже положительный фактор, свидетельствующий о балансе спроса и предложения в этой сфере. Наиболее весомые результаты здесь опять же показывает белорусское направление: объем заявок на поставки в эту страну из России вырос на 100% год к году. Довольно хорошие показатели у Кыргызстана (+25%) и Казахстана (+10%), востребованность перевозок в Грузию сохранилась на уровне прошлого года. А вот запросы на экспорт грузов в Армению (-19%), Узбекистан (-20%) и Турцию (-25%) заметно сократились.
Одновременно с этим между российскими компаниями и их партнерами из Китая, Турции и некоторых других стран активизировался опасный сдерживающий фактор – проблемы с трансграничными платежами, вызванные новыми американскими санкциями. Посвидетельствуэкспертов,сроки проведения платежей между этими странами зачастую возрастают многократно: с обычных нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Более того, массовонаблюдаютсяслучаиотклонения платежей из России китайскими банками. Все это может крайне негативно повлиять на торговые взаимоотношения между странами в перспективе.
В международных перевозках мы так же, как и во внутренних, наблюдаем естественную нормализацию. Многие компании уже перестроили логистические цепочки, нашли новых постоянных перевозчиков, поэтому возникший ранее взрывной рост органически замедляется. Кроме того, появился еще один сдерживающий фактор – проблемы с трансграничными платежами. Они усилились в начале 2024 г. из-за новых американских санкций, которые существенно повысили риски вторичных санкций для банков из дружественных и нейтральных стран. Отчасти поэтому мы видим снижение, например, на турецком и армянском направлениях, а также довольно скромный рост спроса на перевозки в Казахстан и обратно. В Кыргызстане с платежами ситуация лучше, и с заявками на перевозки тоже, и тем более нет таких проблем в Беларуси.
Цифровые технологии в помощь
На фоне нестабильной ситуации на некоторых направлениях внешнего рынка (Европа, Турция, Китай), достаточно сильной конкуренции среди автомобильных грузоперевозчиков, высоких издержек и рисков сегодня крайне востребована автоматизация и цифровизация бизнес-процессов в отрасли. Это касается как крупных транспортных компаний с большим автопарком, так и небольших перевозчиков иэкспедиторов.Наибольшимспросом пользуются те цифровые технологии и инструменты, которые позволяют минимизировать долю ручного труда в рутинных операциях, избавиться от последствий человеческого фактора, повысить эффективность работы сотрудников и производительность компании в целом без увеличения штата. Среди них можно выделить три наиболее важные направления.
Первое – электронный документооборот (ЭДО). Любая перевозка сопровождается внушительным объемом документации – от транспортных накладных до ветеринарных справок и т.п. Согласно исследованию «Биржи грузоперевозок ATI.SU», внедрение системы ЭДО позволяет сократить до 50-70% время, затрачиваемое сотрудниками, при работе с документами, не говоря уже об экономии на канцелярии, расходных материалах, услугах курьеров и других смежных издержках.
Второе – технологии искусственного интеллекта, интегрированные с информационными системами перевозчика. Например, нейросеть, взаимодействующая с сервисом SMS- или GPS-мониторинга, бесперебойно отслеживает маршрут каждого транспортного средства, выявляет закономерности и аномальные ситуации, сигнализирует оператору о потенциальных инцидентах.
Третье – бизнес-аналитика, доступная на современных логистических платформах. Она делает процесс доставки грузов гораздо более прозрачным, контролируемым и прогнозируемым. Так, в рамках экосистемы ATI.SU недавно появились новые сервисы, которые позволяют отслеживать цены на перевозку грузов по разным маршрутам, количество предложений на них, объем и рост или спад грузопотока.
Цифровые инструменты в логистике и грузоперевозках позволяют компании не только ускорить процессы, снизить операционные затраты, но и получить новое конкурентное преимущество: выйти на более высокий уровень взаимодействия с партнерами и принимать объективные управленческие решения.