Ассоциация «АвтоГрузЭкс» и комитет по транспортной логистике «Деловой России» подвели итоги года в отрасли грузоперевозок
Ассоциация «АвтоГрузЭкс» совместно с Комитетом по транспортной логистике «Деловой России» провели расширенное заседание, посвященное итогам года в отрасли грузоперевозок. На встречу были приглашены не только активные участники логистической отрасли, но и представители ведущих СМИ.
Редакция журнала «Логистика 360» с большим вниманием относится к работе Ассоциации и Комитета, как организаций, отстаивающих интересы отраслевого бизнеса.
Основные вопросы, которые были затронуты на мероприятии, касались: обострения дефицита кадров в грузоперевозках и логистике, «негативного эффекта» ключевой ставки, последствий повышения утильсбора, а именно роста цен на технику и устаревание автопарков, возможные меры поддержки перевозчиков.
С докладами и предложениями выступили: Павел Горбунов, глава ГК «ГЛТ», Елена Кашкарова, руководитель сектора «Логистика» HH.ru, Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент «АвтоГрузЭкс», Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК, Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», Илез Хамурзиев, технический директор Dentro.
Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» отметил: «По итогам прошлого года себестоимость грузоперевозок увеличилась на 30%, за январь-ноябрь 2024-го – еще на 10%. Основные причины: повышение затрат на закупку техники из-за роста лизинговых ставок и утильсбора, удорожание техобслуживания, ремонта транспортных средств, а также рост зарплат сотрудников, особенно водителей грузовиков. Вместе с тем средний уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки (FTL) с начала года снизился на 8,8% и в ноябре составил 66,4 руб. за км, согласно данным сервиса ATI.SU.
Не менее острая проблема — высокая доля недобросовестных игроков на рынке, их более 60%. Такие компании демпингуют, предоставляя сниженные тарифы за счет оптимизации налогов, сборов и тем самым создают неравные конкурентные условия на рынке. Увеличение себестоимости перевозок, затрат на закупку техники, снижение рентабельности компаний может привести к уходу с рынка игроков с наименее устойчивым финансовым положением в 2025 году. В результате Россия столкнется с нехваткой техники для доставки грузов по всей стране и резким ростом тарифов на грузоперевозки».
Александр Цыпин, основатель консалтингового агентства «Стратегия дела», привел цифры, подтверждающие проблемы со старением автопарков, которые подтвердили все участники пресс-конференции. Сейчас средний возраст грузового автотранспорта составляет сейчас 20 лет. При этом пик эффективного использования транспортного средства завершается в пределах 6 лет.
По данным Strategy Partners, около 16 тысяч единиц транспортной техники, взятой в лизинг, изъяты у лизингополучателей.
Тему лизинга развил Роман Ромашевский, финансовый директор ПЭК: «Одна из основных сложностей, с которыми столкнулись перевозчики в этом году — резкий рост затрат на приобретение техники из-за повышения лизинговых платежей. Помимо увеличения ключевой ставки Банка России это также связано с ростом уровня надбавок, которые устанавливают лизинговые компании более чем в два раза год к году — до 5-6%. В результате средняя ставка лизинга увеличилась на четверть год к году — до 26-27% и, по нашим прогнозам, продолжит расти. Например, если в 2023 году средний лизинговый платеж за магистральный тягач грузоподъемностью до 20 тонн составлял 190 тыс. руб., в 2025-м — показатель приблизится к сумме 370 тыс. руб. В таких условиях компании будут вынуждены приостанавливать обновление автопарков и приобретение новой техники и уже во втором полугодии 2025-го — российский рынок может столкнуться с нехваткой транспортных средств для доставки грузов по всей страны. ПЭК и другие транспортно-логистические компании непрерывно расширяют круг партнеров-перевозчиков, развивая с ними долгосрочное сотрудничество. Вместе с тем бизнесу совместно с государственным снижения количества техники в автопарках транспортных компаний».
При этом эксперт отметил сохраняющуюся популярность инвестиций в складскую недвижимость.
Елена Кашкарова, руководитель сектора «Логистика» HH.ru, напомнила о том, что сфера логистики по росту зарплат в 2024 году уступила только энергетической отрасли. «Медианные зарплаты персонала, занятого в перевозках, логистике, складской и внешнеэкономической деятельности, в январе — ноябре выросли на 49% год к году и составили 110 900 рублей. В лидирующей по этому показателю энергетике медианные зарплаты увеличились на 53%, до 92 800 рублей», — уточнила представитель компании HH.ru.
Главное причиной ситуации стала демографическая яма. Это данность, с которой придется иметь дело в ближайшие два десятилетия. С другими факторами, приводящими к дефициту водителей можно и нужно работать.
Павел Горбунов, глава ГК «ГЛТ» рассказал о ситуации с кадрами в Южном федеральном округе, а также о том, как в компании «ГЛТ» проводится работа с сотрудниками, снижению дефицита работников и об общей стратегии компании в этой области. В частности, компания создала два учебных центра по подготовке водителей для получения допуска к международным перевозкам и к перевозкам опасных грузов.
Илез Хамурзиев, технический директор Dentro, провел анализ изменения утилизационного сбора с 2022 по 2026 года, а также рассказал о перспективах в этом направлении. Представитель компании Dentro поделился прогнозами на 2025 год в целом по отрасли, а также подробно рассказал о составляющих расходной части компании при организации грузоперевозок.
Евгений Бабаев, президент ГК «ИТЕКО», которого в профессиональной среде периодически называют амбассадором обеления рынка, напомнил о необходимости единых требований ко всем участникам рынка, а также о важности работающих инструментов отслеживания любых вводимых правил. В текущей ситуации бюджет страны недосчитывает значительных сумм, не уделяя должного внимания недобросовестной конкуренции, сложившейся на рынке автомобильных грузоперевозок.
В целом коллеги сошлись в общем мнении, что избежать негативных последствий помогут меры поддержки перевозчиков, разработанные в диалоге между регулирующими органами и бизнес-сообществом, предложения по которым в ближайшее время комитет по транспортной логистике «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс» направят в государственные органы.