Дефицит линейного персонала – чего же на самом деле не хватает?
Вопрос нехватки линейного складского персонала не теряет своей актуальности уже не первый год. Не все готовы взять на работу первого встречного: многие владельцы бизнеса заинтересованы в сотрудниках, обладающих определенным набором компетенций, зачастую прямо или косвенно связанных с ИТ. Так кого ищут работодатели и как развивать необходимые навыки?
Согласно статистике HeadHunter, спрос на персонал в логистике продолжает стабильно расти. Так, в 2023 г. среднее количество отраслевых вакансий выросло более чем в полтора раза – до 155,5 тыс., число резюме сократилось на 10% – до 500 тыс. Еще в 2022 г. на одну позицию претендовали в среднем 6 кандидатов, в 2023-м – только 3. В мае 2024 г. количество вакансий в отрасли транспорта и логистики было на 23% больше, чем год назад. Увеличился и срок закрытия вакансий в категории линейного персонала – с 21 дня до 3 мес.
Эксперты предполагают, что тенденция роста спроса на линейный персонал сохранится на ближайшие несколько лет и будет связана с развитием рынка логистических услуг. Например, консалтинговая компания Strategy Partners оценивает рост российского рынка автомобильных перевозок на 5-8% в год. В 2030 г. его объем может достигнуть 3,03 трлн руб., что почти на 40% больше, чем в 2022-м.
Откуда брать персонал для логистической отрасли и как его подготовить? Какие компетенции в действительности нужны бизнесу и какие предрассудки до сих пор существуют у работодателей в сфере логистики? Постараемся разобраться.
Кто и зачем нужен бизнесу?
Если изучить перечень вакансий из категории линейного персонала в складской логистике, то можно увидеть следующую картину. Чаще всего компании ищут менеджеров по складским операциям, кладовщиков, приемщиков, отборщиков, сотрудников группы инвентаризации, специалистов по складскому хозяйству, операторов информационных систем, грузчиков, водителей погрузчиков или штабелеров. Из формулировок в вакансиях не всегда очевидно, что все эти сотрудники, выполняя рутинные операции, существенно влияют на показатели складского хозяйства в целом.
Эффективная работа персонала помогает сокращать издержки на операционные складские расходы, поддерживать высокую скорость и точность обработки грузов, стабилизировать нагрузку при сезонных пиках. Также складской персонал может стать полезным источником информации при внедрении новых методик и технологий: обратная связь из полей позволяет взглянуть на тот или иной вопрос под совершенно новым углом.
Но какие именно навыки и опыт для конкретных должностей позволяют иметь не просто укомплектованный штат, а коллектив, который помогает эффективно функционировать складскому комплексу? Например, опыт работы с современными технологиями управления складом не просто открывает перспективу вносить собственные предложения по усовершенствованию, но и базируется на практическом представлении о возможностях, которые предоставляют системы автоматизации. Или не только понимание принципов организации хранения продукции в соответствии с требованиями по безопасности, принципов нормирования и приоритетности задач, общая технологическая грамотность, но и умение применять эти знания в повседневной работе даже в том случае, когда это не зафиксировано в специализированных регламентах.
Часть работодателей пытается взять в свои руки вопрос развития различных компетенций – вкладывает и время, и деньги в обучение, адаптацию, но результат непредсказуем, и всегда есть вероятность, что сотрудник выберет другого работодателя, который и воспользуется инвестициями предыдущего. Поэтому инициативы по развитию компетенций персонала приживаются не во всех компаниях.
Закономерно, что в таком случае складской комплекс получает работников, готовых отвечать исключительно за черновую работу. Линейный персонал без достаточных опыта и знаний в большинстве своем занимается непосредственно перемещением поступающих на склад материалов и грузов и исполнением прямых распоряжений руководителя объекта. Да, эту работу тоже необходимо выполнять, однако со временем при таких условиях в компании будет нарастать дефицит качества складского персонала. Именно он является одной из ключевых составляющих проблематики, сформулированной в начале нашей статьи. Низкое качество начинает создавать преграды для оптимизации и модернизации бизнес-процессов. Склад продолжает работать по инерции и даже может не испытывать серьезных проблем, но сам бизнес проигрывает гонку конкурентам, которые нацелены на качественный рост и строят его фундамент из квалифицированного линейного персонала.
Перечень компетенций, которые востребованы работодателями и оказывают значительное влияние на качество работы склада и полноту использования его потенциала, приводится в табл. 1. Мы оценили, насколько тот или иной пункт связан с информационными технологиями, и расположили в верхней части списка те, которые максимально близки к различным ИТ-решениям. Их оказалась почти половина — 10 из 21. Можно сделать вывод, что именно использование ИТ-компетенций линейного персонала станет фундаментом для дальнейших оптимизации и модернизации логистических процессов.
Откуда взять этот ваш ИТ?
Самый простой способ получить сотрудников с необходимыми компетенциями – вырастить их внутри компании. Такой подход потребует времени и финансовых вложений в обучение. Кроме того, нужно проводить ряд регулярных мероприятий, чтобы компетенции не ушли в другую компанию вместе с их обладателями.
Можно долго перебирать резюме в поисках нужных навыков, но таких людей на рынке существенно меньше, и они не испытывают недостатка в предложениях работы. Также можно использовать практику переманивания сотрудников у конкурентов, но нужно помнить, что этот прием работает в обе стороны. Совсем отчаянный вариант – нанимать на линейные позиции более квалифицированный персонал, который изначально будет стоить значительно дороже.
Все вышеперечисленные варианты так или иначе упираются в вопросы финансовых и временных затрат, и ни один из них не позволяет решить проблему на уровне отрасли. Есть различные тренинги, курсы, инициативы бирж по трудоустройству, но это все дает слишком незначительные результаты относительно масштабов проблемы.
Для достижения реального эффекта в долгосрочной перспективе подготовку новых кадров нужно начинать в ссузах и вузах. Базовую программу – не только соответствующую законодательно утвержденному отраслевому стандарту, но и учитывающую потребности реального бизнеса – могут предложить специализированные техникумы, училища и колледжи. Будущие складские сотрудники учатся работать с ТСД, получают представление о логике формирования заданий в WMS и другие полезные навыки. Привычка взаимодействовать с системами автоматизации пригодится им не только в рамках выполнения рабочих обязанностей: необходимость подчинения логике ИТ-решений прививает навыки соблюдения корпоративных стандартов, от которых напрямую зависит производственная дисциплина.
Ключ к успеху – симбиоз теории и практики
Задача образовательных программ – обеспечить обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками, максимально приближенными к реальной работе. Один из лучших способов – использование в качестве основы для обучения передовых ИТ-продуктов из реальных секторов экономики. Даже если система развивается и усложняется, и студент во время учебы работал с другой версией, базовые принципы, интерфейсы, оборудование и т.п. останутся прежними. Новую функциональность будет гораздо проще изучить, если есть общее понимание принципов работы системы.
Помимо обязательного обучения последовательности выполнения механических действий в системе, курс должен содержать и теоретическую основу. Учащиеся должны не просто знать алгоритмы выполнения операций, но и понимать цель каждой из них. Например, как в WMS попадают заказы на отгрузку? Что происходит в WMS при резервировании товара? На каком этапе отгрузки производится списание запасов?
Отличным примером модификации образовательного процесса в ссузах, занимающихся подготовкой специалистов для логистики, является создание специальной виртуальной среды, основанной на необходимом программном обеспечении и методических материалах для самостоятельного обучения. Важно, чтобы методические материалы опирались на реальные практические примеры. Это поможет учащимся освоить компетенции, востребованные в отрасли, а знакомство с программным обеспечением позволит приобрести ценный опыт цифровизации логистических процессов через решение типовых производственных задач. Благодаря практико-ориентированному подходу к образовательному процессу студенты получают знания и навыки, наиболее актуальные для потенциального работодателя, и полностью соответствуют его ожиданиям.
«Занимаясь автоматизацией управления цепями поставок, мы в компании постоянно наблюдаем, что заказчики заинтересованы в складских работниках, обладающих ИТ-компетенциями. В рамках проектов мы проводим обучение персонала заказчика и видим, что сотрудники, обладающие знаниями работы с системами автоматизации, показывают лучшие результаты и зачастую выступают экспертами, которые могут дать полезную информацию, обратную связь, напрямую влияющую на реализованную функциональность. Клиенты ценят таких сотрудников и готовы платить им более высокую зарплату, даже молодым специалистам без опыта», – комментирует генеральный директор AXELOT Алексей Тимашов.
Готовность компаний платить больше за обладание ИТ-компетенциями подтверждают исследования сервисов по подбору персонала. Согласно статистике портала hh.ru, за первые 4 мес. 2024 г. в зарплатах линейного персонала с опытом работы в WMS и без него наблюдается заметный разрыв.
«Вопрос отличий в мотивации сотрудников с опытом работы с информационными системами и без, а иногда речь идет даже не о классе, а конкретном ИТ-продукте, оказался настолько интересным, что в одном из ближайших номеров мы посвятим этому целый материал», – обещает генеральный директор «Агентства 360» Анна Ефимова.
Пример образовательной программы
Хорошим примером интеграции отраслевого программного обеспечения в образовательный процесс можно считать Академию AXELOT. Главная задача проекта – подготовка высококлассных специалистов, обладающих знаниями и практическим опытом работы с самыми популярными в России информационными системами для автоматизации логистических процессов. Академия предлагает образовательные продукты как для вузов (AXELOT LAB), которые готовят будущих логистов и управленцев, так и для ссузов, ориентированных преимущественно на подготовку операционного и линейного персонала.
Первый AXELOT LAB открылся весной 2022 г. на базе Финансового университета при Правительстве РФ. По состоянию на июль 2024 г. функционируют 12 лабораторий, еще в 19 вузах готовится открытие. Если взять в расчет, что каждая лаборатория будет обучать 40-50 студентов, ежегодно рынок будет получать не менее 1500 специалистов. По завершении обучения студенты проходят обязательное тестирование, подтверждающее приобретенные знания.
Выпускники AXELOT LAB демонстрируют выдающиеся успехи по итогам обучения. Так, по результатам тестирования студентов Финансового университета при Правительстве РФ и ВВГУ, прошедших обучение в Лаборатории AXELOT, из 126 человек 123 продемонстрировали результаты «хорошо» и «отлично», всего трое получили оценку «удовлетворительно».
«Я считаю, что это превосходный результат, который стал возможен благодаря грамотно составленной программе и симбиозу теории и практики. Студентам действительно интересно разбираться в возможностях и логике работы систем, поэтому они вовлечены в процесс обучения», – отмечает генеральный директор AXELOT Алексей Тимашов.
В рамках Академии AXELOT ведетcя активная работа и с ссузами, для них сформирован адаптированный учебный курс. Он в большей мере направлен на прикладное обучение и предоставляет студентам возможность приобрести дополнительные знания и навыки в области управления цепями поставок. По окончании обучения будущие выпускники смогут не только выполнять стандартные производственные задачи, но и работать в специализированных системах.
«Наши методические материалы построены таким образом, чтобы были расставлены правильные акценты. Это позволяет объяснить студентам порядок, цель и смысл того или иного действия. Когда работник склада знает, что происходит в системе при подтверждении операции, которую он, к примеру, выполняет на радиотерминале, и осознает место совершаемой операции в бизнес-процессах склада, вероятность ошибки снижается, поскольку работник не просто механически нажимает на клавиши, а анализирует свои действия. Курсы спроектированы с учетом необходимости повторять операции на практике, где в отдельных случаях – мы понимаем это – нужно начать с обучения работе с компьютером», – комментирует руководитель проекта AXELOT LAB Анастасия Астафьева. – «Отдельно хочу отметить нацеленность на практические занятия. В каждом регионе мы ищем компании, использующие наш софт, готовые помочь в закреплении знаний выполнением операций в рабочих условиях. Показать реальность и помочь сопоставить ее со знаниями, полученными в процессе обучения, – ключевая совместная задача бизнеса и образования».
Положительные эффекты для отрасли
Опыт AXELOT LAB демонстрирует пользу подобного рода образовательных программ подготовки кадров для отрасли. Благодаря востребованности и перспективе получать более высокую зарплату на старте карьеры начинающие специалисты, заинтересованные в работе в логистической отрасли, готовы учиться и развивать свои компетенции. Уже на ранних этапах отсеиваются потенциальные кандидаты, которые не могут или не хотят изучать новые технологии. Подобные образовательные программы решают проблему не просто количественного, а количественно-качественного дефицита. Общее повышение компетенций линейного персонала становится стимулом для появления инициативы на местах. Сотрудники становятся заинтересованными в повышении эффективности работы и понимают, как этого можно достичь. Реализация таких инициатив может снизить необходимость в низкоквалифицированных рабочих руках. У сотрудников появляется ощущение причастности к общему делу, повышается лояльность. Как следствие, в компании уменьшается текучка кадров.
«Понимание принципов работы информационных систем и взаимодействия с ними в принципе помогает любому сотруднику чувствовать себя комфортнее и увереннее на рабочем месте. Сотрудник, оценивая результаты своего труда и коллег, понимает, что постоянные улучшения возможны и являются в том числе результатом усилий конкретных известных ему персоналий», – считает генеральный директор «Агентства 360» Анна Ефимова.
Как видим, решить проблему кадрового голода можно различными способами, однако именно взаимодействие между учебными заведениями, отраслевыми ИТ-вендорами и будущими работодателями обеспечивает максимальную прикладную направленность и настраивает образовательный процесс на развитие востребованных компетенций.