Испытание на прочность: что ждет рынок автогрузоперевозок после полугодия турбулентности
Первая половина 2025 г. стала для рынка автомобильных грузоперевозок периодом высокой нестабильности.
Турбулентность на рынке и первые признаки стабилизации
Пиковый профицит транспорта и сокращение объемов грузов наблюдались в феврале. Эксперты связывают это с макроэкономическими факторами и избыточными закупками грузовиков, которые наблюдались годом раньше. Индекс ATI.SU с января демонстрировал резкое падение, а средние ставки на перевозки FTL-грузов за пять месяцев снизились на 15%(1) г/г. Однако с середины апреля ситуация начала выравниваться.
По мнению экспертов рынка, дисбаланс спроса и предложения на рынке носит циклический характер, и транспортным компаниям следует быть готовым к подобным колебаниям.
Факторы, оказывающие влияние на отрасль
Негативные факторы
К текущим сложностям на рынке автомобильных грузоперевозок можно отнести:
Конкуренцию с иностранными перевозчиками – с 1 марта 2025 г. каботажные перевозки в России разрешены только компаниям из стран ЕАЭС. Однако отсутствие договоренностей с Китаем привело к проблеме маскировки каботажа под частичную разгрузку. Ассоциация «АвтоГрузЭкс» уже обратилась в Ространснадзор с жалобами на нарушения азиатскими перевозчиками. Принятые поправки в законодательство ограничивают иностранных перевозчиков тремя рейсами в течение семи дней после первой выгрузки в России. Владимир Матягин, президент «Грузавтотранса», отмечает, что иностранные компании благодаря более низким издержкам снижают ставки, усугубляя положение российских перевозчиков.
Переизбыток транспорта на стоянках лизинговых компаний – дисбаланс, вызванный сочетанием экономических и рыночных факторов, привел к переизбытку грузового автотранспорта на стоянках лизинговых компаний. Сокращение объемов грузоперевозок и высокая ключевая ставка повлияли на стабильность платежей от лизингополучателей. Ситуация требует системных мер, включая государственное регулирование и стимулирование спроса на грузоперевозки.
Положительные факторы
Несмотря на вышеперечисленные сложности грузоперевозчиков, нельзя не отметить и положительные факторы рынка:
- развитие дорожной инфраструктуры;
- продолжение роста онлайн-ритейла и маркетплейсов и, следовательно, потребности в перевозках;
- снижение ключевой ставки ЦБ с 25 июля до 18%;
- усиление весогабаритного контроля;
- перераспределение грузов с ж/д на автотранспорт. Рост тарифов и ограниченная пропускная способность железных дорог привели к увеличению спроса на автомобильные перевозки.
Рынок автогрузоперевозок в 2025 г. остается сложным, но открывает новые возможности. О барьерах и возможностях развития рынка автомобильных грузоперевозок мы узнали у представителей компаний, занимающих разные позиции по отношению к грузоперевозкам.
Какие барьеры, на ваш взгляд, препятствуют более активному развитию сегмента автомобильных грузоперевозок?
Дмитрий Калашников, генеральный директор ООО «ИТЕКО Россия»:
«Рынок коммерческих грузоперевозок сегодня сталкивается с недоступностью кредитных ресурсов и высокой ключевой ставкой. Эти взаимосвязанные факторы тормозят развитие отрасли и снижают инвестиционную активность.
Для выхода из кризиса необходимо:
- Навести порядок на рынке – усилить госконтроль и создать механизмы, стимулирующие официальное трудоустройство сотрудников.
- Перейти на цифровые стандарты — запустить реестр «ГосЛог» и внедрить электронную транспортную накладную (ЭтРН).
- Вывести из тени серых игроков – ужесточить налоговый контроль, предоставления льгот и преференций добросовестным перевозчикам, возможного снижения НДС для транспортных компаний до 10%.
- Повысить экологические стандарты – кратно увеличить сбор для устаревших машин с целью стимулирования обновления автопарка.
- Защитить внутренний рынок – ограничить работу иностранных перевозчиков из Китая и стран СНГ в рамках приграничных территорий.
- Предотвратить перенасыщение рынка – квотировать ввоз иностранной техники».
Светлана Любовина, директор по транспортной логистике «Лемана ПРО»:
«К барьерам развития рынка автомобильных грузоперевозок можно отнести рост себестоимости перевозок, а также дефицит кадров: профессия теряет популярность, в то время как средний возраст водителей неуклонно растет. Дополнительным фактором выступает снижение спроса на товары и услуги, которое напрямую влияет на объемы перевозок. Также стоит отметить, что требования к уровню сервиса как от грузоотправителей, так и от грузополучателей растут, обусловливая необходимость дополнительных инвестиций в развитие.
По текущим тенденциям можно говорить о некотором снижении в 2025 г. объема автогрузоперевозок в нашем сегменте. Это связано в том числе с повышением утилизации транспорта: мы оптимизируем загрузку товара таким образом, чтобы в одно транспортное средство помещалось больше товара. Эти меры позволили нам на 5-7% сократить количество машин, необходимых для перевозки товара.
В то же время мы рассматриваем сложившуюся ситуацию как окно возможностей для повышения эффективности и внедрения новых инструментов. Так, мы разработали и внедрили собственную систему управления транспортной логистикой (TMS), которая оптимизирует взаимодействие между складами, магазинами и транспортными компаниями. У нас также появился эффективный инструмент для управления ценами на рынке транспортных услуг – он помогает не только сокращать расходы на доставку, но и анализировать динамику цен на перевозки в регионах нашего присутствия и за их пределами».
Марина Токарева, эксперт по логистике «СДС-ФУДС», эксклюзивного дистрибьютора ТМ Ahmad Tea в России:
«Основная проблема – это непрозрачность логистической отрасли. Периодически мы видим информацию о том, что не только мелкие, но и средние и крупные перевозчики используют различные серые схемы. Но понять их можно: ФОТ, лизинг, топливо, качели ставок – все это съедает прибыль транспортных компаний. Вместе с тем грузовладелец становится заложником ситуации, если выясняется, что его подрядчик не уплатил налоги. Таким образом для долгосрочных партнерских отношений крупные грузовладельцы выбирают перевозчика из самых добропорядочных транспортных компаний. Последние, в свою очередь, понимая данное преимущество, могут не снижать ставки даже тогда, когда их понижают другие игроки рынка.
При этом сейчас, когда мы видим снижение ставок на перевозку, и, казалось бы, предложений на рынке грузоперевозок должно быть больше, найти компанию, отвечающую нашему набору требований по сниженным ценам, сложно. Наши партнеры не снижают нам цены на перевозку в текущем году. Также хотелось бы отметить, что большинство транспортных компаний предлагают дополнительные услуги по нулевой стоимости для нивелирования разницы в динамике цен».
Подведем итоги
Рынок автогрузоперевозок в 2025 г. остается сложным и неоднозначным: с одной стороны, он сталкивается с серьезными вызовами, такими как конкуренция с иностранными перевозчиками, ужесточение весогабаритного контроля и рост себестоимости перевозок, а с другой – открывает новые возможности благодаря развитию инфраструктуры, росту онлайн-ритейла и удешевлению кредитных ресурсов.
Ключевыми барьерами для отрасли остаются дефицит кадров, высокая налоговая нагрузка, демпинг со стороны серых перевозчиков и необходимость модернизации парка. Однако компании, готовые адаптироваться к изменениям, внедрять цифровые инструменты и оптимизировать логистические процессы, смогут не только преодолеть текущие трудности, но и усилить свои позиции на рынке.
Важную роль в стабилизации ситуации могут сыграть меры государственной поддержки, включая регулирование деятельности иностранных перевозчиков, налоговые льготы и развитие дорожной сети. В долгосрочной перспективе успех игроков рынка будет зависеть от их способности балансировать между операционной эффективностью и инвестициями в инновации, а также от слаженного взаимодействия с регуляторами и грузоотправителями.
Таким образом, несмотря на турбулентность, 2025 г. может стать переломным для отрасли, открывая путь к более прозрачному, технологичному и устойчивому развитию автогрузоперевозок в России.
(1) Расчет редакции журнала «Логистика 360» на основе данных с портала ATI.SU о ставках (руб./км) без НДС на перевозку грузов по 100 популярным направлениям РФ.