Крупнейшие игроки рынка и представители власти обсудили обеление автомобильных грузовых перевозок
Главными темами обсуждения стали вопросы обеления рынка автомобильных грузовых перевозок, светофор налоговой дисциплины участников рынка и развитие государственных цифровых сервисов.
21 ноября в ТПП России в рамках XVIII международного форума и выставки «Транспорт России» состоялась панельная сессия «Конкуренция на рынке грузовых автомобильных перевозок: налоговая дисциплина на обеление отрасли».
Организатором встречи и обсуждения актуальной проблемы и связанных с ней вопросов выступила «Деловая Россия».
Модератор встречи – Вадим Филатов, председатель по логистике «Деловой России», член Правительственной комиссии по транспорту и президент ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов», дал вводные цифры, подтверждающие назревшие проблемы. Отрасль автомобильных грузоперевозок очень ёмкая, она насчитывает около 30 тысяч компаний, более 5 млн водителей. При этом в правовом поле находится лишь 20-25% игроков. Недобросовестная конкуренция делает бизнес низко маржинальным и непривлекательным для инвесторов.
Санджар Ашуралиев, генеральный директор ГК «Делко», также начал с цифр: 72% всего грузооборота пришлось на автомобильные грузоперевозки. Средний возраст водителя-дальнобойщика – 51 год. Профессия несомненно сложная, теряющая свою привлекательность из-за долгих рейсов, отсутствия льгот и специальных программ, направленных на привлечение молодежи. Эксперт подробно остановился на таком законодательном моменте, как сроки получения прав категории СЕ. Согласно 196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» получение категорий Е или 1Е возможно лишь по истечении 12 месяцев с момента получения предыдущей категории. В итоге многие водители, не дождавшись предусмотренного законодательством года, находят себе работу в рамках предыдущих категорий.
Для повышения престижа профессии водителя Санджар Ашуралиев предложил несколько шагов:
- Предусмотреть возможность получения прав категории СЕ через шесть месяцев после получения категории С,
- Ввести меры государственной поддержки, направленные на привлечение в профессию – отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, льготную ипотеку, льготы 50% на уплату НДФЛ и др.
- Уравнять страховые взносы для крупного бизнеса и МСП и др.
Почему сейчас не выгодно быть крупным перевозчиком? Евгений Шакалида, генеральный директор международного грузоперевозчика ТРАСКО, рассказал, что только 11 компаний с парком более 300 автомобилей представлены на международном рынке и привел сравнительные расчеты по выплате страховых взносов для крупного бизнеса, малого и ИП. С 1 января 2025 года для МСП были снижены страховые взносы: с 30% с величины 1,5 МРОТ, 15% с величины свыше 1,5 МРОТ. Инициатива безусловно хорошая, но значительно ухудшающая конкурентные условия для крупных честно работающих перевозчиков.
Эксперт посчитал: страховые взносы, которые платит с ФОТ крупный бизнес, на 150 млн руб. больше взносов для МСП и на 361 млн руб. больше взносов ИП (расчет строился на основе парка в 500 автомобилей и окладе водителей в 200 тысяч руб.). Такая ситуация создает предпосылки к дроблению бизнеса и ухудшению качества оказываемых услуг.
Евгений Бабаев, президент ГК «ИТЭКО», компании-грузоперевозчика с крупнейшим автопарком, описал ситуацию в отрасли, как непростую. Повышение ключевой ставки в 2023-24 годах привело к снижению спроса на транспортные услуги. Снижение трафика по автомобильным грузоперевозкам в текущем году составляет 12%. Издержки игроков выросли на 12%, рентабельность бизнеса добросовестных перевозчиков снизилась на 17%. Перевес доли серого рынка позволяет демпинговать до 20% от стоимости перевозки за счет неуплаты налогов. Евгений Бабаев также посчитал упущенную выгоду государства при существовании серого рынка грузоперевозок. По его подсчетам, она составляет от 800 до 1000 млрд рублей в год.
Следующие предложения главы ГК «ИТЭКО» направлены на обеление рынка:
- Внести изменения в п.13 УАТ конкретизирующее, что перевозчиком может быть только лицо с водителем в штате и ТС во владении, то есть, обладающее собственными ресурсами для оказания услуги.
- Создать Реестр перевозчиков, являющимся одновременно фильтром для входа на рынок.
- Снизить для транспортно-экспедиторских услуг НДС до 10%. Это позволит исключить экономических смысл ухода от уплаты налогов.
- Ввести единый пониженный тариф страховых взносов до 15%.
- Увеличить лимит компенсации за разъездной характер работы до 1500 руб/сутки.
- Увеличить штрафы за неуплату в систему «Платон» и др.
Цифровизация и контроль налоговых органов
Со стороны власти в сессии приняли участие Екатерина Роганова, председатель правления Ассоциации «РАДО», член общественного совета при ФНС, и Валентин Иванов, первый заместитель министра транспорта РФ.
Екатерина Роганова рассказала об успешном опыте обеления рынка АПК, проведенного в 2019 году. Она отметила, что отрасль автомобильных грузоперевозок более масштабная и вариативная по всем параметрам, в том числе, и по возможностям ухода от налогов. Для того чтобы такой инструмент, как «Светофор налоговой дисциплины» заработал для индустрии следует четко определить и закрепить на законодательном уровне роли игроков. Сегодня любой организатор перевозки называется экспедитором, что неправильно. По ее мнению, необходим дифференцированный реестр допуска и снижение страховых взносов в «человекоемких» отраслях для всех их субъектов.
В поисках компромиссов
«Любая законодательная инициатива – поиск компромиссов», – с этих слов начал комментировать итоги первый заместитель министра транспорта. В частности, компромиссы необходимы в балансе поддержки МСП и крупного бизнеса. Валентин Иванов принял к рассмотрению все предложения участников встречи.
Ассоциация «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» вносит большой вклад в организацию диалога власти и бизнеса. Подобные встречи позволяют обсуждать и внедрять различные инструменты для улучшения ситуации в отрасли, проводить тестирование законодательных инициатив.
Грузоперевозки – одна из ключевых отраслей для экономики страны. Эффективный диалог и желание государственных структур прислушаться к мотивированным предложениям бизнеса, несомненно переведут отрасль автомобильных грузоперевозок полностью в легальное поле, сделают ее более инвестиционно привлекательной и увеличат сборы в бюджет.