Логистика в СНГ: объемы на взлет, досмотры – на тормоз

Логистика в СНГ: объемы на взлет, досмотры – на тормоз

Деловое сотрудничество между Россией и ключевыми торговыми партнерами в странах СНГ развивается ускоренными темпами. Но, к сожалению, бизнес до сих пор сталкивается с простоями на границе, непредсказуемыми досмотрами и увеличением сроков доставки. Как с начала года изменились требования к логистике между Россией и ключевыми торговыми партнерами, что важно учитывать компаниям, которые доставляют грузы на направлении, расскажем в этом материале.

По итогам прошлого года товарооборот между Россией и странами СНГ увеличился на 5–43% в зависимости от направления. Новый рекорд поставил объем взаимной торговли с Казахстаном, который достиг 2,5 трлн руб., превысив показатели 2022 г. на 28%, по данным правительства РФ. Товарооборот между Россией и Беларусью увеличился на 6%, до 4,7 трлн руб., сообщил премьер-министр республики Роман Головченко. Объем взаимной торговли с Таджикистаном вырос на 2,7%, до 152,3 млрд руб. – по итогам прошлого года Россия заняла первое место в списке ВЭД-партнеров республики, согласно данным правительства РФ.

Вадим Филатов – Совладелец и заместитель директора ПЭК
Вадим Филатов – Совладелец и заместитель директора ПЭК

С одной стороны, рост объемов взаимной торговли стимулирует развитие логистики, с другой – изменения в экспортном контроле, увеличение количества досмотров и другие проблемы замедляют и усложняют перевозки.

Как с начала года изменились сроки и условия доставки, а также какие меры могут помочь компаниям избежать издержек на направлении? Рассмотрим эти вопросы далее.

Казахстан: растущие объемы и конкуренция за клиентов

В прошлом году Россия заняла первое место среди внешнеторговых партнеров Казахстана. Помимо роста объемов взаимной торговли, развитие логистического бизнеса также стимулирует рост объемов внутреннего потребления. По итогам 2023 г. ВВП республики увеличился на 5,1%, согласно данным пресс-службы главы государства. Объем инвестиций в основной капитал вырос на 13,7%, до 39,5 млрд долл., количество занятых в малом и среднем бизнесе – на 14%, до 4,3 млн человек. При этом рынок онлайн-торговли Казахстана показал наиболее взрывной рост среди всех стран СНГ, увеличившись сразу на 80%, до 5 млрд долл., согласно данным Евразийского банка развития.

Одновременно с развитием экономики растет и количество игроков логистического рынка. Согласно расчетам ПЭК, по итогам 2023 г., в Казахстане на одного заказчика приходится в четыре раза больше транспортно-логистических компаний, чем в России. Чтобы удержать текущих клиентов, компании начали активнее снижать тарифы.

Учитывая обострение конкуренции, одни компании выбирают демпинг, другие – повышение качества сервиса и сокращение сроков доставки. Например, ПЭК продолжает развивать внутренние маршрутные сети в стране. Сейчас наша компания представлена в Казахстане пятью филиалами в таких городах, как Алматы, Астана, Петропавловск, Костанай и Шымкент. В этом году запустим отделения в Актобе и Атырау. Открывая новый филиал, мы сокращаем логистическое плечо на 10–30%, а, следовательно, и сроки доставки. ПЭК в Казахстане обеспечивает комплексный сервис, который включает не только доставку, но и складскую логистику, оформление сопроводительных документов, при необходимости – помощь в поиске партнеров-поставщиков. Вслед за ростом спроса на хранение и обработку в этом году планируем расширить мощности 3PL-сервиса в крупнейших городах страны. Кроме того, запустим дополнительные авиарейсы между Казахстаном и Россией, так как экспресс-доставка документов, запчастей, комплектующих и других категорий становится все более востребованной.

Экспортный контроль и непредвиденные досмотры

В апреле исполнился ровно год с того момента, как республика ввела обязательное оформление сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со странами ЕАЭС. Все отправления, которые следуют из Казахстана в Россию, проходят обязательный экспортный контроль. Государственные органы разработали перечень товарных групп, для доставки которых необходимы специальные разрешения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) или Комитета государственных доходов Минфина РК – так называемые справки МИИР. Список состоит из 10 категорий, в него входит более 900 кодов ТН ВЭД.

Проблема в том, что МИИР и Минфин РК могут ввести дополнительные ограничения на новые товарные категории и не уведомить об этом бизнес. Иногда перевозчики узнают о необходимости оформлениядополнительныхразрешений только при пересечении границы. В итоге товар простаивает на границе, а компании отправляются оформлять необходимые сопроводительные документы, из-за чего срок доставки может существенно увеличиться. Чтобы избежать этих проблем, ПЭК самостоятельно отслеживает перечень товарных групп на онлайн-ресурсах государственных органов в режиме реального времени, при необходимости уведомляет заказчиков о том, что необходимо получить разрешения от МИИР.

Кроме того, транспортные средства на границе нередко направляют на дополнительную проверку. При этом если с казахстанской стороны время проведения досмотров снизилось, с российской, напротив, увеличилось. Таможенные органы РФ тщательно проверяют содержимое полуприцепа и при необходимости запрашивают частичную выгрузку товаров. Особое внимание уделяется проверкам электроники и бытовой техники. Пересечение границы может занимать от двух часов до двух дней. Из-за увеличения количества досмотров на границе с российской стороны срок доставки между Россией и Казахстаном может вырасти с 15 до 21 дня в зависимости от направления и категории грузов.

Сократить число простоев при доставке между Россией и Казахстаном поможет запуск процесса информирования компаний об изменении перечня кодов ТН ВЭД, для перевозки которых нужны специальные разрешения. Такую систему можно создать на площадках Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) или Комитета государственных доходов МинфинаКазахстана.Крометого,важно определить критерии, исходя из которых Таможенная служба России будет проводить дополнительные проверки на погранпереходах, это позволит компаниям тщательнее подходить к упаковке, комплектациигрузовиоформлениюсопроводительных документов.

Беларусь: сбалансированный рост и е-ком-стимулы

Торговые отношения с Беларусью продолжают ускоренно развиваться – по итогам прошлого года республика закрепилась на четвертом месте среди внешнеторговых партнеров России по всему миру. Развитие логистики стимулирует не только большая доля внешнеторговых отправлений, но и сбалансированный рост экономики республики: по итогам 2023 г. ВВП увеличился на 3,9%, согласно данным Белстата. Это связано в том числе с рекордными темпами роста объемов в промышленности – в прошлом году показатель увеличился на 7,7%, преимущественно за счет машиностроения. Развитие логистики также стимулирует увеличение объемов рынка онлайн-торговли – по итогам 2023 г. показатель вырос на 16%, до 1,1 млрд долл., согласно данным Евразийского банка развития.

Поэтому российские логистические компании, наряду с белорусскими, ускоряют развитие новых сервисов и услуг. ПЭК представлен пятью филиалами в таких городах республики, как Минск, Брест, Витебск, Гродно, Гомель. Каждую неделю наша компания перевозит сборные и генеральные грузы между Россией и Беларусью. Кроме того, мы организуем доставку по всей территории республики, складское хранение и обработку, а также оформление сопроводительных документов. В этом году планируем открыть новый филиал в Могилеве, а также запустить перевозку генеральных грузов (FTL) по всей территории страны. Кроме того, рассчитываем запустить регулярные рейсы по доставке сборных грузов между Беларусью, Узбекистаном и Казахстаном.

Досмотры для физлиц и долгожданный онлайн-сервис

С начала года в республике действует указ No 297, согласно которому Государственный Таможенный комитет проводит контрольные проверки всех отправлений физических лиц из России и стран ЕАЭС. Главная задача – избежать ввоза в страну запрещенных отправлений, включая беспилотные летательные аппараты. Теперь, чтобы выдать груз физическому лицу, необходимо в обязательном порядке провести досмотр и получить сопроводительные накладные по итогам проверки. На первом этапе перевозчики вручную оформляют дополнительные транспортные документы, вносят информацию о характеристиках грузов и адресах получателей, на втором – готовят общую накладную, в которой указанынаименованиягрузовсдополнительной информацией о них. Следующий этап – досмотр отправлений. При перевозке сборных грузов чаще всего компании сначала выгружают коммерческие партии на склад, а затем повторно отправляют машину с грузами для физлиц для проведения осмотра. Поэтому с начала года существенно выросли затраты компаний на топливо, транспортные и складские операции.

Государственныеорганыпроводят контрольные проверки на шести площадках – в Минске, Могилеве, Гомеле и Витебске. Из-за нехватки свободного места на пунктах досмотра регулярно возникают очереди, и время проведения проверки может доходить до одного дня. Самые протяженные очереди выстраиваются на площадках, куда прибывает большое количество отправлений маркетплейсов. Избавиться от заторов и ускорить процесс поможет перенос досмотров этих категорий грузов на склады онлайн-ритейлеров. Кроме того, решить проблему позволит запуск дополнительных площадок. В первую очередь важно запустить новые пункты досмотров в Брестской и Гродненской областях – ключевых логистических узлах Беларуси, где расположены аэропорты для приема и обработки отправлений.

После запуска дополнительных проверок грузов для физлиц с начала года более 20% перевозчиков отказались от доставки этих категорий отправлений. Средний срок автоперевозки между Россией и Беларусью увеличился в два раза – до четырех дней.

Чтобы дополнительные проверки не тормозили логистические операции, в июне государственные органы совместно с бизнесом запустят тестирование единой информационной системы учета и хранения данных на базе РУП «Белпочта». Компании будут заполнять информацию о товарах в электронной форме, а оператор – автоматически передавать эти данные в Таможенный комитет и другие уполномоченные органы для контрольной проверки. Согласно указу президента Республики Беларусь No 297, с 1 июля транспортные документы должны оформляться в электронном формате и содержать уникальный регистрационный номер, формируемый посредством информационной системы учета и хранения данных РУП «Белпочта».

Переход в электронный формат позволит упростить и ускорить оформление, снизить долю ошибок при заполнении документов, а, следовательно, сократить количество простоев. При этом у государственных органов появится возможность не только анализировать сопроводительные документы, но и отслеживать статистику грузов для физических лиц, которые доставляются из стран ЕАЭС на территорию Беларуси.

Таджикистан: рост объемов и расширение мощностей

По итогам прошлого года Россия заняла первое место среди внешнеторговых партнеров Таджикистана, согласно данным торгового представительства РФ в Душанбе. Наибольшая доля экспорта приходится на продовольствие, химическую продукцию, древесину и изделия из нее, а также черные металлы и машинно-техническую продукцию. Таджикистан поставляет в Россию товары и сельхозсырье, продукцию химической промышленности, хлопок и хлопчатобумажную пряжу.

Вслед за ростом объемов взаимной торговли российские логистические компании ускоряют развитие в республике. Например, ПЭК представлен в стране собственным филиалом в городе Душанбе. Каждую неделю наша компания доставляет сборные грузы между Таджикистаном, Россией и другими странами СНГ. В этом году мы планируем открыть филиал во втором по численности населения городе Таджикистана – Худжанде, который остается одним из крупнейших экономических, промышленных и научных центров республики. Кроме того, вслед за ростом спроса наэкспресс-перевозкиПЭКзапустит авиадоставку различных категорий грузов между Россией и Таджикистаном.

«Красный коридор» и рост числа проверок

За последние два года проблемы с импортом из России в Таджикистан обострились. Десятки недобросовестных игроков демпингуют за счет оптимизации налогов, сборов на оформление и доставку товаров, поэтому в сентябре прошлого года Таможенные службы Казахстана, Узбекистана и Таджикистана ужесточили контроль отправлений из России.

Регуляторы досматривают бо-лее половины грузов на направлении. Чаще всего возникают вопросы к классификации товаров, а также содержанию сопроводительных документов. Но при этом бывают ситуации, когда таможня не может законодательно пояснить, почему груз попал в «красный коридор». Например, когда компания отправляетмотоциклизРоссиивТаджикистан, инспектор при проверке документов может сообщить, что копии паспорта ТС недостаточно – нужен оригинал. Несмотря на то, что эта норма не прописана в законодательстве, груз могут отправить на досмотр.

Как правило, проверки занимают один день, до 7 дней может длиться сбор недостающих документов и их утверждение Таможеннойслужбой.Витогесреднийсрок доставки из Москвы в Душанбе вырос с 10 до 14 дней год к году. К сожалению, из-за регулярных проверок грузопоток между Россией и Таджикистаном существенно сократился, а перевозчики, которые остались работать на направлении, повысили тарифы.

Чтобы увеличение количества досмотров не тормозило развитие торгового сотрудничества между Россией и Таджикистаном, важно запустить меры, которые помогут повысить прозрачность отрасли. Кроме того, необходимо доработать единый перечень критериев, согласно которым грузы могут попадать на дополнительную проверку, разместив его в открытом доступе на сайте регулирующих органов.

Растущие объемы и барьеры в доставке

Деловое сотрудничество между Россией и СНГ развивается ускоренными темпами. По итогам прошлого года Беларусь, Казахстан, Узбекистан и Армения заняли лидирующие позиции среди топ-10 внешнеторговых партнеров России, с остальными странами товарооборот также увеличился и продолжает расти.

Чтобы замедление и усложнение логистики не тормозило развитие делового партнерства, важно запустить процесс информирования об изменениях в экспортном контроле и требованиях к грузам, которые подлежат досмотру в Казахстане и Таджикистане. Кроме того, необходимо ускорить проверки отправлений для физлиц в Беларуси: перенести обработку онлайн-грузов на склады маркетплейсов, а также запустить дополнительные площадки для проверок.

Смотрите также

Рынок WMS в России: проблемы, задачи, перспективы

Аналитика ATI.SU: баланс на рынке международных перевозок нарушается из-за сложностей с трансграничными платежами