Метакомпетенции будущего сотрудников логистики

Логистика – одна из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей в мире. В условиях глобализации и стремительного развития технологий требования к компетенциям сотрудников логистики непрерывно меняются.

Метакомпетенции будущего сотрудников логистики
Источник: Freepik

Современный мир предъявляет новые требования к специалистам в различных отраслях, и логистика не исключение. Традиционные навыки перестают быть достаточными, и на первый план выходят метакомпетенции.

Метакомпетенции связаны со способностью учиться, адаптироваться, предвидеть и создавать. Они позволяют сотрудникам эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям и решать сложные задачи, а также выходить за рамки технических знаний, охватывая когнитивные, социальные и эмоциональные способности.

Наталия Филиппова, бизнес-коуч ICU ICTA
Наталия Филиппова, бизнес-коуч ICU ICTA

Какие же метакомпетенции необходимы, чтобы оставаться востребованным специалистом? В этой статье мы рассмотрим те из них, которые необходимы уже сегодня, и в будущем тренд на них сохранится. Об этом говорит наш и международный опыт. В современном быстро меняющемся мире важно быть устойчивым и гибким, быстро адаптироваться и эффективно реагировать на изменения в окружающей среде. В логистике условия могут меняться в считанные минуты, и эти качества особенно важны. Как отмечают эксперты из Международной ассоциации логистики (CILT), способность к адаптации и быстрому обучению является ключевым фактором успеха в современной логистике.

В России, где логистическая инфраструктура все еще развивается и сталкивается с уникальными вызовами, адаптивность, устойчивость и гибкость сотрудников становятся критически важными. Эти качества позволяют сотрудникам эффективно справляться с вызовами и успешно функционировать в условиях динамично меняющегося рынка.

Адаптивность – способность быстро реагировать на изменения и приспосабливаться к новым условиям. В условиях глобализации и цифровой трансформации адаптивность становится ключевым качеством для сотрудников логистики. Способность адаптироваться включает в себя обучаемость, готовность к изменениям, проактивность. Быстрое освоение новых технологий и методов работы, непрерывное обучение, в том числе через обмен опытом, позволяет специалистам в области логистики быть в курсе тенденций отрасли и новых технологий, а значит, спокойнее и быстрее реагировать на изменения, инициировать улучшения, быть союзником изменений, принимать новые бизнес-модели и стратегии.

Компании, которые активно развивают адаптивность своих сотрудников, демонстрируют более высокие показатели устойчивости и успешности в условиях неопределенности. Это подтверждается и в российском контексте, где, например, компании розничной торговли активно внедряют новые технологии и адаптируются к быстро меняющимся рыночным условиям.

Устойчивость – способность сохранять эффективность в условиях стресса и неопределенности. Это устойчивая производительность. Для ее обеспечения важно развитие психологической стойкости, умения справляться со стрессом и восстанавливаться после неудач. Для руководителей это особенно важно, так как устойчивость руководителя определяет устойчивость команды. В логистической отрасли достаточно много внешних (социальных, экономических, демографических) и внутренних (структура организации, отношения с клиентами, поставщиками) факторов, которые требуют быстрых изменений, решений, восстановления после сбоев и кризисов.

Устойчивость становится одной из ключевых метакомпетенций для специалистов всех уровней.  В российской логистике устойчивость особенно важна в условиях экономической нестабильности и изменяющихся регуляторных требований. Компании на уровне корпоративной культуры уже делают акценты на создание поддерживающей атмосферы, позволяющей сотрудникам развивать свою устойчивость к постоянно меняющимся условиям.

Например, в дополнение к вознаграждению и социальному пакету создается среда для открытого и конструктивного диалога руководителей и сотрудников, признание и поощрение лидерства на всех уровнях, содействие непрерывному обучению и развитию, гибридный формат работы, позволяющий соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Устойчивый и гибкий руководитель быстрее найдет решение в нестандартной ситуации и оперативно перестроит логистические цепочки, а это является важным конкурентным преимуществом.

Цифровая грамотность

Использование цифровых технологий, искусственного интеллекта, автоматизация, роботизация – неотъемлемая часть современной логистики. Компании используют искусственный интеллект для оптимизации маршрутов доставки, перевозят грузы на беспилотном транспорте, на складах товары сортируют роботы и т.д. Например, в РЦ «Метро» и компании «Лореаль» инвентаризацию проводят с помощью дронов. Роботы-доставщики компании «Яндекс» уже никого не удивляют, а беспилотные такси успешно перевозят пассажиров в Иннополисе. На складе СДЭК сортировка товара происходит при помощи специальных роботов, а в компании Decathlon роботы комплектуют заказы.

Технологии активно заменяют ручной труд. Логистическая отрасль использует цифровые технологии для оптимизации процессов, снижения затрат и повышения эффективности. Умение пользоваться современными технологиями, автоматизировать процессы стало важным для разного уровня специалистов логистики, так как это улучшает взаимодействие и коммуникацию, влияет на анализ данных и принятие решений. Однако любая автоматизация, использование искусственного интеллекта, роботизация часто вызывают тревогу персонала и не воспринимаются как помощь в работе, что мешает их внедрению. Именно поэтому важно развивать в сотрудниках адаптивность и устойчивость. Ведь в итоге способность сотрудников работать с новыми технологиями напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность бизнеса.

По данным исследования, проведенного консалтинговой компанией McKinsey, цифровые навыки становятся основным требованием для большинства профессий. С развитием технологий осведомленность о последних трендах и достижениях в области техники, понимание базовых принципов работы и функциональных возможностей технических разработок становятся неотъемлемой частью современной логистики. Быть в тренде, уметь пользоваться, а лучше – создавать.

В докладе «Будущее рабочих мест» Всемирного экономического форума подчеркивается растущая потребность в переквалификации в области цифровых технологий и прогнозируется, что к 2025 г. до 50% сотрудников потребуется переквалификация в этой области.

По данным Минцифры, на цифровые специальности через портал «Госуслуги» в рамках госпрограммы «Цифровые профессии» отучилось 20 тыс. человек. Минцифры, в свою очередь, сообщает, что 60% выпускников этой программы стали зарабатывать больше.

Цифровая грамотность – важная метакомпетенция и требует постоянного обучения сотрудников и системного подхода, что позволяет как сотрудникам, так и компаниям оставаться конкурентоспособными в современных условиях.

Критическое мышление и системный подход

Мы живем в мире, где информация поступает с невероятной скоростью, а бизнес-условия постоянно меняются, и важно уметь всесторонне анализировать информацию, делая объективные выводы. Критическое мышление и системный подход становятся необходимыми метакомпетенциями для успешной работы. Способность оценивать достоверность данных, умение строить логические цепочки, выявлять причинно-следственные связи, управлять всеми компонентами в целом, рефлексировать – это то, что ценится работодателями в век развитых информационных технологий, так как повышает качество принимаемых решений. Это позволяет оптимизировать процессы, улучшить координацию и эффективно управлять взаимодействием между всеми участниками логистической цепочки.

Внедрение цифровых технологий помогает компании оценить их влияние на всю систему и разработать стратегии их интеграции, в том числе обеспечить сотрудникам плавный переход к новым методам работы. Например, DHL в рамках стратегии цифровой трансформации сначала тестирует новые решения на отдельных объектах, чтобы оценить их влияние на эффективность логистических операций. Затем разрабатываются стратегии масштабирования, включающие обучение сотрудников и адаптацию процессов, чтобы обеспечить плавный переход к использованию новых технологий.

Когда компания Maersk внедряла блокчейн-технологии для отслеживания грузов и улучшения прозрачности в цепочке поставок, она на глобальном уровне протестировала технологию на ограниченном числе маршрутов, оценив ее влияние на процессы и взаимодействие с партнерами. Это позволило разработать стратегии по интеграции, включая обучение сотрудников и адаптацию ИT-систем. Сотрудники с такой метакомпетенцией видят картину в целом, понимают взаимосвязи между различными элементами системы, могут оценить влияние, предсказать последствия тех или иных решений, минимизировать риски. Они проактивны и разрабатывают более эффективные стратегии.

Навык эффективной коммуникации и управление конфликтами

Способность человека налаживать контакты, поддерживать их всегда ценилась. Этот навык человек развивает в течение жизни. С детства мы учимся коммуникации: сначала с родителями, потом – со сверстниками, коллегами выстраиваем коммуникации, делимся своими идеями и мыслями с разными аудиториями, даем и получаем обратную связь. Это необходимо для сотрудничества и эффективного управления как проектами, так и людьми.

В логистической сфере мы часто сталкиваемся с межкультурными различиями, спецификой ведения бизнеса партнеров из других стран, и умение выстраивать эффективные взаимоотношения, удовлетворяющие требованиям всех сторон логистического процесса, становится важной метакомпетенцией. Для создания и поддержания продуктивной рабочей атмосферы необходимо не только структурировать информацию, ясно и четко излагать мысли, слышать сотрудников, партнеров, уметь находить компромиссы, но и понимать интерпретировать жесты, мимику и другие невербальные сигналы, проявлять эмпатию, а также вовремя замечать и эффективно управлять конфликтами.

Согласно отчету Economist Intelligence Unit, плохая коммуникация может привести к низкому моральному духу, невыполнению поставленных задач и даже потере продаж. Респонденты говорят, что барьеры в коммуникации приводят к задержке или невыполнению проектов (44%), низкому моральному духу (31%), невыполнению целей по производительности (25%) и даже потерянным продажам (18%), некоторые из них стоят сотни тысяч долларов.

Эффективная коммуникация же влияет не только на конечный результат. Для лидеров это то, что позволяет им сплотить свою команду вокруг общего видения, расширить возможности сотрудников, построить доверие и успешно провести организационные изменения. Для развития этих навыков компании организуют тренинги по эффективным коммуникациям, продажам, закупкам, а также по эмоциональному интеллекту. Рассмотренные в настоящей статье метакомпетенции играют важную роль в успешной деятельности специалистов в условиях быстрого технологического прогресса и глобализации. Они помогают оптимизировать логистические процессы, улучшать координацию и повышать устойчивость бизнеса к внешним и внутренним изменениям.

Конечно же, это не все метакомпетенции, которые важно развивать, чтобы идти в ногу со временем и быть востребованным специалистом. Я затронула лишь те, которые, на мой взгляд, наиболее важны с учетом тренда горизонтальных карьер и постоянного повышения квалификации. Развитие метакомпетенций у сотрудников снижает потребность в управленческих ролях, команды все больше становятся самообучающимися и самоорганизующимися.

По данным Минтруда, к 2029 г. число занятых на руководящих должностях уменьшится более чем на полмиллиона человек. С развитием технологий приоритеты в сфере управления технологическими процессами, потребность в управлении людьми снижается.


 

Просмотров:
71

Поделиться

Следите за нашими новостями в удобном формате
Заказать разработку сайта или плагина на Wordpress