Африканские порты выигрывают от экологических сборов ЕС
Система торговли выбросами ЕС стимулирует судоходные компании использовать африканские порты для экономии до €50 за контейнер.
Данные Freight Insights Observatory, представленные на форуме Conftrasporto-Confcommercio в Риме 22 октября 2025 года, показывают растущее влияние Системы торговли выбросами (ETS) на перераспределение грузопотоков. В 2025 году ETS принесла ЕС доходы от €6 до €8 млрд, однако механизм действует только на рейсы с заходом в европейские порты.
Экономия при использовании североафриканских портов для перевалки составляет около €50 за 40-футовый контейнер. Для судна вместимостью 10 000 TEU это означает €500 тыс. сбережений за рейс без захода в Европу. На маршрутах с Дальнего Востока дополнительные расходы от ETS достигают €75 за контейнер, для фидерных перевозок — €30.
В сегменте ро-ро диспропорция также растет. На маршруте Равенна-Катания разница между морской и автомобильной перевозкой составляет €43 за единицу груза. С 2027 года, после полного запуска ETS2 для автотранспорта, эта разница увеличится до €61. Морская перевозка будет стоить €143 против €82 за автомобильную.
ETS2 повысит цену дизтоплива на €0,3 за литр (рост на 20%) и может принести Италии €2-3 млрд ежегодно. Это нивелирует существующие компенсационные выплаты автоперевозчикам.
Conftrasporto-Confcommercio требует реинвестирования доходов от ETS в поддержку логистического сектора, исключения островных маршрутов из-под действия системы и стимулирования обновления автопарка. Президент ассоциации Паскуале Руссо предупреждает о превращении экологической политики в обычный налог на бизнес.
Ранее семь средиземноморских стран уже обращались к Еврокомиссии с призывом отложить распространение ETS на морские перевозки, предупреждая об оттоке грузов в марокканский Танжер-Мед и египетский Порт-Саид.