Беспилотные грузовики: компании назвали выгоды от внедрения технологии
Логистические компании ПЭК и «ЭвоКарго» оценили преимущества перехода на полностью автономные грузовые перевозки, включая сокращение расходов на топливо и запчасти, а также ускорение доставки.

По расчетам экспертов компаний, уже на текущем этапе частичного внедрения беспилотных технологий логистические операторы могут снизить затраты на топливо и комплектующие до 15%. Это достигается за счет оптимизации режимов управления транспортными средствами, которые самостоятельно рассчитывает автономная система с учетом скорости, погодных условий, дорожной ситуации и других факторов.
Кроме того, переход на полностью роботизированную доставку позволит сэкономить средства, которые сейчас тратятся на обогрев кабины и другие нужды водителей. По оценкам ПЭК, такая оптимизация может дать экономию топлива еще на 2-7%, в зависимости от сезона.
Компания «ЭвоКарго» привела пример: для перевозки груза из Москвы в Санкт-Петербург (около 700 км) дизельный тягач расходует топлива примерно на 22 тыс. руб., в то время как электрогрузовик с автономной системой управления потребляет электроэнергии всего на 14 тыс. руб.
Существенный эффект ожидается и в сроках доставки. Как отмечают эксперты, беспилотные грузовики могут находиться в пути до 18 часов в сутки без обязательных перерывов для отдыха водителей. Это позволит сократить время доставки из Москвы в Санкт-Петербург примерно до 10 часов вместо нынешних 12-14 часов. На более протяженных маршрутах, например из Москвы в Екатеринбург, сокращение сроков доставки может составить до одних суток.
Для полноценного внедрения беспилотных технологий в России необходимо ускорить разработку единого федерального закона, который бы четко регламентировал зоны ответственности производителей и операторов, алгоритмы действий в нештатных ситуациях, механизмы оценки рисков и другие важные аспекты.
«Для развития автономных перевозок важно прийти к пониманию терминов. Более корректным видится название «высокоавтоматизированное транспортное средство» (ВАТС). На текущий момент понятие «беспилотный транспорт» не учитывает уровень автоматизации и может подразумевать дистанционное управление», – отмечает Василий Жуков, заместитель генерального директора «ЭвоКарго».
Также требуется создать практику страхования высокоавтоматизированных транспортных средств.