Что нужно знать про маркировку «Честный знак» осенью 2024 года?
Система маркировки «Честный знак» позволяет отслеживать всю цепочку перемещения продукции от производителя до конечного потребителя. За время работы системы легальные компании дополнительно заработали 350 млрд рублей. Планируется, что к 2026 году будет промаркирована большая часть потребительской корзины.
С 1 сентября
Все несетевые магазины присоединились к блокировке продажи просроченной молочной продукции и воды на кассах. Крупные сетевые ритейлеры внедрили блокировку еще с 1 мая 2024 года. Таким образом, система маркировки теперь технически исключает продажу просроченной молочной продукции и воды в магазинах.
С 1 сентября стартовал добровольный эксперимент по маркировке презервативов, филлеров, терапевтической дыхательной аппаратуры, инфузионных систем, инкубаторов для новорожденных, имплантов для пластической хирургии и косметических нитей.
Новые товарные группы для маркировки
С началом осени вводится поэтапная обязательная маркировка нескольких категорий товаров. С 1 сентября коды следует наносить на велосипеды и велосипедные рамы, с 1 октября – на растительные масла, безалкогольное пиво, сухие корма для животных и технические средства реабилитации, с 1 декабря – на консервы с рыбой или морепродуктами.
В ближайших планах
Минпромторг предложил ввести новые категории продовольственных товаров для маркировки. С 1 мая 2025 года импортеры должны будут регистрировать в системе «Честный знак» снеки: разные виды чипсов, сухарики, гренки, кукурузные палочки и др. С 1 июля к перечню добавятся бульонные кубики, уксус и его заменители.
Эксперимент по маркировке данных видов продукции уже стартовал 1 июля 2024 года. В пилоте, по данным оператора государственной системы маркировки «Честный знак» — ЦРПТ, участвуют 48 компаний.
Необходимость включения новых продовольственных товаров в перечень продукции, подлежащей маркировке, обусловлена высоким уровнем нелегального оборота. Около 30% бакалейной продукции, по данным национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), находятся в нелегальном поле.
Более 20% компаний, реализующих бакалейную продукцию, уже освоили работу с системой маркировки по другим товарным позициям.
В числе первых
Среди компаний, принявших участие в эксперименте по заблаговременному внедрению маркировки, производитель кормов для животных «Форсаж». Маркировка наносилась на мягкую композитную упаковку – паучи из фольги и полиэтилена. Для печати кодов на подобной упаковке потребовался пьезоструйный принтер. Специалисты ЦРПТ предоставили компании необходимое оборудование и коды маркировки, помогли наладить операционные процессы.
По словам генерального директора компании «Форсаж», хлопоты, связанные с внедрением маркировки, никак не повлияли на объемы производства.