Досмотры, очереди и регулирование: проблемы автогрузоперевозок через Казахстан
Время пересечения границы с Казахстаном в ноябре выросло в два раза относительно предыдущего месяца, сообщила транспортная компания ПЭК. Среди причин - сезонный предновогодний рост объемов грузоперевозок из Китая и увеличение количества досмотров.
Транспортные компании столкнулись с многодневными заторами при пересечении границы с Казахстаном. По данным транспортной компании ПЭК, средние сроки доставки грузов из республики в ноябре увеличились на 32% по сравнению с прошлым месяцем из-за роста грузопотока, усиления досмотров и меняющихся требований.
По данным биржи грузоперевозок ATI.SU из Китая в Россию через Казахстан идет спецтехника, автомобили, товары народного потребления и др. На фоне повышенного спроса на перевозку грузов через свою территорию, ставки на транспортные услуги для импорта в республике выросли в среднем на 45% в третьем квартале (в годовом выражении).
В ПЭК отметили нехватку мощностей для оформления транспорта, недостаточное количество полос и подъездных путей на пограничных переходах. Время от времени происходят сбои в работе сервиса для регистрации в электронной очереди. Любая поломка транспортного средства или ошибка в документах приводит к многокилометровым заторам.
Досмотрам подвергаются 90-95% грузов из Казахстана. Проверки могут длиться от 10 минут до двух суток. Грузоперевозчик считает, что ситуацию могут улучшить дополнительные площадки для оформления и досмотра транспорта, увеличение числа полос, расширение подъездных путей и запуск сервисных зон ожидания.
По словам управляющего партнера адвокатского бюро Nordic Star Андрея Гусева, причиной усиления контроля стало введение Казахстаном в апреле 2023 года обязательного оформления сопроводительных накладных при торговле со странами ЕАЭС. Информация об изменениях в перечнях товарных групп, требующих специальных разрешений, не упорядочена. «Перевозчики до сих пор сталкиваются с ситуациями, когда сопроводительные документы на товар могли быть оформлены верно, а на следующий день вступили в силу изменения, и оказалось, что нужны специальные разрешения, которых нет», — поделился руководитель «ПЭК: Global» Сергей Денисов.
В целом, грузоперевозки между Россией и Казахстаном в 2024 году находятся на подъеме благодаря улучшению экономических условий, развитию инфраструктуры и активному сотрудничеству между странами.