Как логистика отвечает трендам e-commerce
Российский рынок электронной коммерции продолжает расти: по итогам 2024 года объем онлайн-продаж увеличился на 18%, по сравнению с годом ранее. По прогнозам консалтинговых фирм, к концу 2025 рынок увеличится еще на 27-29%. При этом, если в предыдущие года лидером по количеству интернет-покупок была Москва и Санкт-Петербург, то сегодня более 55% онлайн-заказов приходится на регионы.

Это связано с несколькими факторами. В первую очередь, с глубинной трансформацией экономики в целом и потребительского поведения в частности. Сейчас происходит глобальная цифровизация, затрагивающая все сферы жизни, что влияет и на изменение покупательских привычек. Поэтому люди все чаще делают выбор в пользу более комфортного и быстрого онлайн-шоппинга. Помимо этого, для покупателей в регионах интернет-покупки – это не просто элемент удобства, но и возможность выбирать товары без ограничений. Онлайн-магазины предлагают широкий ассортимент, который значительно превосходит тот, что доступен в традиционных офлайн-точках. А быстрая и качественная доставка позволяет получать товары за минимальный срок и любым удобным способом, что дополнительно стимулирует спрос.
Поэтому за последние 2-3 года количество региональных филиалов ведущих логистических операторов выросло более, чем вполовину. В частности, служба доставки Dalli к концу первого квартала 2025 года увеличила количество филиалов в разных городах на 88% по сравнению с 2022 годом. Согласно исследованию Data Insight, доля онлайн-заказов в регионах к 2026 году вырастет до 65%, а доли трех самых крупных столичных агломераций – Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга – продолжат сокращаться и составят всего около 30%. Поэтому для логистических компаний стратегически важно расширять свое присутствие по всей России, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности интернет-магазинов и получателей.
Наибольший темп прироста количества онлайн-заказов показали Центральный, Приволжский, Северо-Западный и Южный федеральные округа. Каждый из регионов продемонстрировал увеличение доли интернет-покупок не менее, чем на 5-10% за последние два года.
Новые филиалы предлагают различные форматы получения заказов и гибкий график работы. Чтобы соответствовать ожиданиям покупателей, ритейлеры предлагают различные варианты получения заказов: курьерскую доставку с выбором удобного временного интервала или самовывоз из ПВЗ с продленным графиком работы, включая вечера и выходные. Различные опции получения заказов – это не только удобство получателей, но и важное конкурентное преимущество интернет-магазинов.
«В условиях высокой конкуренции онлайн-ритейлерам особенно важно предоставлять качественный сервис, чтобы выделиться на фоне других интернет-магазинов. Так, скорость доставки, возможность выбрать удобный временной интервал и разнообразие вариантов получения заказов могут стать решающим фактором при выборе потребителем того или иного магазина. Поэтому мы, как федеральная служба доставки, работаем над тем, чтобы покупатели по всей России могли получить свои посылки любым комфортным способом. Мы сотрудничаем с локальными и крупными интернет-магазинами, предлагая не просто доставку, а инструмент для роста», — отмечает Евгений Колесников, генеральный директор службы доставки Dalli.
Таким образом, российский e-commerce переживает этап активного развития в регионах: покупатели за пределами Москвы и Петербурга все чаще выбирают онлайн-шопинг, что стимулирует логистические компании к расширению сети доставки. Этот сдвиг меняет расстановку сил на рынке — теперь успех интернет-магазинов зависит от того, способны ли они обеспечить клиентам по всей стране быструю и удобную доставку. Тенденция сохранится в ближайшие годы, делая регионы ключевым драйвером роста электронной коммерции.