Логистика сельхозпродукции подорожала на 20%
2024-й год принес рекордные урожаи. Но, как это часто бывает с хорошими новостями, к ним прилагается «ложка дегтя». Ей оказалась неготовность логистической инфраструктуры.
Компании-перевозчики в течение продолжительного времени констатировали дефицит персонала, рост цен на топливо и запчасти, что привело к неизбежному увеличению стоимости их услуг, в среднем на 15-20%.
«Стоимость перевозки формируется за счет нескольких ключевых факторов: заработной платы водителей, лизинговых и кредитных платежей, а также расходов на ремонт транспорта», — пояснил гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.
Издание Forbes отмечает, что в текущем году цена услуг логистических провайдеров, предоставляющих склады и транспорт, увеличилась до 25%, а за двухлетний период тарифы на перевозку сельхозпродукции выросли на 40%.
Глава агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко рассказал изданию, что в ЮФО стоимость перевозки грузовыми автомобилями и железнодорожным транспортом за пять последних лет выросла на 80–100%, на столько же увеличилась стоимость услуг зерновых морских и речных терминалов.
Перевозка сельхозпродукции грузовым автотранспортом дороже, чем по железной дороге. Но далеко не все производители могут построить себе железнодорожные подъезды, поэтому значительная часть агропродукции перевозится на большегрузах. За год цены на подобные перевозки выросли минимум на 10% в зависимости от направления.
Крупные сельхозпроизводители решают проблему с помощью создания собственного грузового автопарка, тогда перевозки обходятся дешевле, но при текущей ключевой ставке ЦБ приобретение нового транспорта становится невыгодным. По той же причине многим агрохолдингам пришлось отказаться от замены устаревшего или неподлежащего ремонту собственного транспорта на новый в пользу использования услуг внешних перевозчиков.