Не более 10% компаний в России пользуются складским аутсорсингом
Об этом сообщается в обзоре ПЭК, подготовленным совместно с Tablogix и NF Group.

10% складов под управлением 3PL-операторов – это как минимум в четыре раза ниже, чем в странах Евросоюза, где показатель варьируется от 40% до 60%, в зависимости от страны.
«Спрос на аутсорсинг складской логистики в России за январь-август 2024 года увеличился на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — сообщил коммерческий директор Tablogix Дмитрий Масальцев. Тем не менее российский рынок 3PL-услуг пока охватывает лишь около 10% от потенциального количества компаний, для которых аутсорсинг приносит положительный эффект.
Компании, пользующиеся услугами складского аутсорсинга, это:
- классический ритейл (28%);
- товары народного потребления (19%);
- производство и дистрибуция автозапчастей (<9%);
- фармацевтика (<9%);
- e-commerce (<9%);
- e-grocery (<9%).
Причины низкого спроса на складской аутсорсинг
По мнению Дмитрия Масальцева одна из главных причин — стереотип о том, что благодаря развитию собственной логистики можно добиться наибольшей эффективности операций.
Иван Масалов, директор ПЭК: 3PL, делает акцент на отсутствии единых стандартов сервиса на российском рынке складского аутсорсинга: «Соотношение собственных и привлеченных автопарков компаний в России уже достигло около 50%, в том числе благодаря единым стандартам сервиса: каждый перевозчик действует по одному и тому же алгоритму, благодаря чему компаниям удобно интегрировать их в собственные бизнес-процессы. Тогда как у каждого складского провайдера собственная бизнес-модель, в результате чего клиентам каждый раз приходится перестраивать внутренние процессы для взаимодействия с ними».
Среди других причин неготовности к аутсорсингу — нежелание логистических служб грузовладельцев подключаться к 3PL-операциям, зачастую они воспринимают такой переход, как признание неэффективности собственной логистики. Пока не наработано и не продемонстрировано рынку достаточное количество просчитанных кейсов об эффективности аутсорсинга складской логистики.
Дефицит ресурсов, рост издержек, перспективы
Наблюдаемое снижение деловой активности на рынке 3PL-логистики (меньше заключенных сделок) не влияет на устойчивость сегмента. Большинство компаний не отрицают перспективность сервиса.
На фоне дефицита складских площадей (доля свободных складских площадей остается минимальной во всех регионах страны и не превышает 1%) рынок аутсорсинга может вырасти. «Увеличение доли аутсорсинга позволит оптимизировать складское хранение и обработку, а значит — снизить дефицит площадей по всей России», — заметил Дмитрий Масальцев.
«Согласно нашим оценкам, если хотя бы 50% российских компаний (что соответствует уровню проникновения аутсорсинга в западных странах), за исключением крупных предприятий, перейдут с использования собственных складов на площади аутсорсинговых провайдеров, то совокупный эффект от оптимизации избыточных мощностей позволит сократить дефицит складских площадей по всей стране на десятки процентов», — пояснил Иван Масалов. «Экономическая эффективность аутсорсинга зависит от объемов складских операций и уровня колебаний стока — чем выше данный показатель, тем больше ресурсов можно оптимизировать благодаря переходу на 3PL-операции», — добавил он.
В связи с усилением дефицита персонала и зарплат кладовщиков, упаковщиков, сортировщиков и грузчиков (на 10-35% в среднем увеличилась оплата труда этих специальностей в зависимости от квалификации), а также с ростом арендных ставок, экономическая привлекательность складского аутсорсинга может повыситься.
По расчетам ПЭК, переход на аутсорсинг выгоднее всего для бизнеса со стоками на площади от 1—15 тыс. кв. м. Опрос компаний-грузовладельцев выявил, что переход на 3PL может сократить расходы на 15-35%.