Новые горизонты логистики: Индия и Вьетнам наращивают поставки в Россию
Несмотря на сохранение лидерства Китая в импортных поставках в Россию, в начале 2025 года логистические компании отмечают рост спроса на доставки из таких стран, как Индия, Вьетнам и государства Ближнего Востока и Северной Африки (MENA). Ситуацию обсудили представители компаний СДЭК, «Скиф-Карго» и «Деловые Линии».

По итогам 2024 года внешнеторговый оборот России составил $716,9 млрд, увеличившись на 0,9% по сравнению с предыдущим годом. При этом импорт сократился на 0,8% до $283 млрд. Основными торговыми партнерами остались страны Азии, на которые пришлось около 73% товарооборота.
Логистические компании подтверждают, что наиболее востребованным направлением импортных поставок в Россию по-прежнему является Китай. По данным «Деловых Линий», на доставки из КНР пришлось 80% всех импортных автоперевозок компании в 2024 году. «В 2024 году спрос на импортные автоперевозки увеличился на 70% год к году, в основном благодаря росту доставок из Китая», – отмечает заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» Дмитрий Хрущалев. СДЭК отмечает, что на Китай приходится 30% международных перевозок. «Скиф-Карго» также включает маршрут Китай-Россия в тройку самых популярных направлений.
Однако в первые месяцы 2025 года транспортные компании зафиксировали рост объемов поставок из других азиатских стран — Индии и Вьетнама. По словам коммерческого директора компании «Скиф-Карго» Михаила Коптева, из Индии активно завозятся фармацевтические препараты и текстиль, а из Вьетнама — электроника и мебель. Рост поставок связывают с увеличением производства в этих странах и диверсификацией импорта в Россию.
Новые направления
Анастасия Каткова, старший менеджер по коммуникациям СДЭК, считает, что топ популярных направлений доставок в 2025 году сохранится. Это Китай, США и Европа. Такой прогноз связан с тем, что, китайско-российское направление продолжает оставаться ключевым в 2025 году.
Также отмечается тенденция к росту доли поставок из стран MENA (Ближний Восток и Северная Африка). Эксперт объясняет это развитием транспортного коридора «Север-Юг» и активизацией торговли через Каспийский бассейн.
Специфика логистики при импорте из стран MENA, к которым относятся ОАЭ, во многом определяется номенклатурой поставляемой продукции. Из этого региона в Россию экспортируются ювелирные изделия, пластмассы и полимерные материалы, электроника и бытовая техника, а также свежие фрукты и овощи.
Как доставляется?
Для доставки грузов из Китая и Вьетнама активно применяется мультимодальная логистика с использованием морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Контейнерные суда доставляют грузы до портов, откуда они следуют по железным дорогам, а последний этап перевозки осуществляется автотранспортом.
Турецкие товары преимущественно импортируются в Россию авиационным и автомобильным транспортом. В то же время поставки из Казахстана и Беларуси организуются по железным дорогам, автомагистралям, а также воздушными судами при необходимости ускоренной доставки.