Новый объект маркировки: игрушки
Обязательная маркировка с регистрацией в системе «Честный знак» в отношении новых игрушек может быть введена с 1 марта 2025 года. Нереализованная продукция, которая была введена в оборот до этой даты, может быть промаркирована до 15 февраля 2026 г.
Главная цель введения обязательной маркировки товаров – борьба с контрафактом. Неудивительно, что в фокусе внимания Минпромторга оказались детские игрушки. Новости об изъятии нелегальной продукции в этой сфере поступают с пугающей регулярностью.
Проект Shopper’s опросил представителей экспортеров, производителей и продавцов игрушек с целью выяснить степень готовности индустрии к введению маркировки.
Какие игрушки будут маркировать
В список Минпромторга вошли куклы, мягкие игрушки, игрушечные поезда, автомобили, конструкторы, головоломки, игральные карты, настольные игры, педальные автомобили, самокаты, настольные игры и др. Исключением стали воздушные шары, трехколесные велосипеды и елочные украшения.
Как обычно, до момента введения обязательной маркировки проходит тестовый период. Он позволяет выявить дополнительные особенности и возможные трудности в отношении той или иной продукции. По информации ЦРПТ в эксперименте по маркировке детских игрушек приняли фабрика «Десятое королевство», производитель настольных игр «Мир хобби», компания «Гулливер групп», производитель пластиковых игрушек «Нордпласт», производитель сборных моделей из пластика «Звезда» и другие. Со старта пилотного проекта было выпущено более 2,2 млн кодов маркировки.
Контрафактные игрушки
По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), доля контрафакта на рынке игрушек растет. В 2023 году она составила 32%. Поток подделок увеличился после введения санкций. Федеральная таможенная службы РФ называет самые часто подделываемые бренды – Angry Birds, L.O.L, Barbie, Маша и Медведь, Lego, Hello Kitty и Monopoly.
Подделки – это не только экономический вред. При производстве нелегальной продукции используется сырье низкого качества, которое часто содержит опасные для здоровья компоненты.
Что думают о маркировке участники рынка
Многие участники рынка, опрошенные Shopper’s, сошлись во мнении — обойти маркировку вряд ли получится, но проблему контрафакта она не закроет. Во-первых, сертификация игрушек добровольная. По словам ведущего специалиста по сертификации центра сертификации «Росэксперт» Дмитрия Анохина, образцы игрушек проверяют игрушки на соответствие регламенту Таможенного союза в аккредитованных лабораториях, но не все из них обладают необходимым оборудованием и экспертизой. В результате большая часть продукции рынка «Садовод» имеет и сертификаты и даже маркировку. Добровольные сертификаты – излюбленный инструмент подтверждения качества на маркетплейсах, где проблема поддельных товаров все еще остается актуальной. Около 60% игрушек, поступающих для сертификации в лаборатории, завезены из Китая.
Светлана Силаева, директор по развитию дистрибьютора «Независимые игры» отмечает сложности, предстоящие в маркировке ранее завезенных игр: «Для каждого отдельного издательства масштабы разные: от нескольких тысяч до сотен тысяч коробок, есть и те, у кого на стоках и в производстве находятся миллионы игр». По ее мнению, было бы правильно продлить срок пилотного периода для проработки всех нюансов. «Промаркировать остатки товаров к (февралю) 2026 г. будет очень непросто, для этого компаниями придется забирать значительные объемы товара из сотен небольших магазинов и со складов маркетплейсов по всей стране, переупаковывать их и возвращать обратно на полки». Силаева отмечает возможность роста цен на игрушки именно в связи с маркировкой детских товаров, уже находящихся в обороте. Помимо платных кодов маркировки производители столкнутся с логистическими трудностями, с необходимостью переупаковки, привлечением дополнительного персонала и др.
Стоит отметить, что ЦРПТ настаивает на том, что маркировка ранее введенных позиций (молочной продукции, воды, табачной продукции, лекарств, одежды и обуви и др.) не привела к росту цен на эти товары.