Революционные логистические решения на случай обмеления Каспия
Азербайджанская компания ADOG совместно с Международным портом Зира выступила с инициативой строительства гигантского тоннеля длиной около 700 км, который соединит Черное и Каспийское моря. Это позволит решить проблему обмеления Каспия за счет поступления воды из Черного моря.

В последние два десятилетия уровень Каспийского моря снизился почти на 2 метра. По прогнозам ученых из Университета Лидса, к 2100 году он может упасть более чем на 20 метров из-за изменения климата. Это уже создает серьезные проблемы для морских грузоперевозок в регионе и заставляет продумывать альтернативные решения.
Так, в Актау (Казахстан) суда не могут заходить с полной загрузкой, так как они задевают дно. Недозагрузка составляет 600-1300 тонн для сухогрузов и до 2500 тонн для танкеров.
Компании ADOG и порт Зира предлагают построить тоннель диаметром 10 метров между Черным и Каспийским морями для переброски воды из Черного моря и стабилизации уровня Каспия. Благодаря естественной разнице уровней водоемов для перекачки не потребуются насосы.
Реализация проекта предполагает поддержку и участие всех прикаспийских государств. Рассматриваются варианты трассировки тоннеля через территории Грузии и России. Компания ADOG заявляет, что готова приступить к технико-экономическому обоснованию проекта.
В 1930-х годах в СССР уже планировали соединить Каспий с Азовским и Черным морями через Кумо-Манычскую впадину, но в итоге был построен Волго-Донской канал. В 2025 году проблема обмеления Каспия становится критической для портов Махачкалы, Актау и других.