Рынок автогрузоперевозок могут покинуть добросовестные игроки
До трети компаний транспортно-логистической отрасли ожидает банкротство. К таким выводам пришла ассоциация «АвтоГрузЭкс», объединяющая 18 крупных участников рынка. Они составили обращение в правительство РФ с просьбой отсрочить выплату страховых взносов и ввести льготные кредиты и субсидии на зарплаты своим сотрудникам.

Повышение утильсбора усугубило ситуацию
Трудная ситуация обусловлена несколькими факторами, которые привели к росту издержек и снижению рентабельности. Об этих предпосылках говорится не первый год, но ситуация становится лишь сложнее. Помимо дефицита кадров, высокой ключевой ставки, влияющей на стоимость кредитов и лизинга, и нехватки грузов (снижение индекса предложения и свободного транспорта, по данным AdTrucks, 114 п.п. год к году, и к 3 февраля достиг 77), в 2025 году на 75-80% повысилась ставка утильсбора.
Сложившиеся обстоятельства вынудили грузоперевозчиков просить господдержки транспортных компаний, включая системообразующие. Среди основных предложений – возможность отсрочки платежей по взносам во внебюджетные фонды и ставки по ним до 15,1% сроком на два года.
По мнению Евгения Шакалиды, генерального директора транспортно-логистической компании «Траско», такая мера позволит уравнять в части выплаты страховых взносов малый, средний и крупный бизнес и снизит, таким образом, риски дробления крупных компаний для снижения резко возросшей финансовой нагрузки.

Данная мера может быть полезной в части увеличения штата компаний фонда оплаты труда, а также уменьшит количество нарушений, связанных с выплатой серой заработной платы, считает глава ГК «ГЛТ» Павел Горбунов.
Лизинг и кредитование
Еще одной мерой, упомянутой в письме правительству, стало предложение компенсировать лизинговые платежи по договорам 2023–2024 годов. В письме предлагается ввести субсидии на лизинг, которые не будут превышать 30% от размера платежей за отечественную технику и 50% от уплаченного НДС.
Евгений Бабаев, президент АО «ИТЕКО», заметил, что «за два года затраты компаний на лизинговый портфель существенно выросли, особенно на фоне плавающих ставок», и его слова подтверждаются поразительными данными НАПИ — в 2024-м году около 17,5 тыс. грузовых автомобилей, взятых в лизинг, были досрочно возвращены в сток.
Помимо лизинга, транспортные компании обеспокоены высокой стоимостью кредита и просят в своем обращении ввести льготные кредиты на инвестиционные цели по ставке 13,5% сроком до десяти лет и на пополнение оборотного капитала сроком до трех лет. По мнению Вадима Филатова, президента ассоциации «АвтоГрузЭкс», такая мера позволит адаптироваться к изменениям, продолжить модернизацию и сохранить имеющиеся мощности.
Отсутствие возможности обновлять автопарк может привести к увеличению аварийности на дорогах.