Стоимость складской техники в России выросла на четверть
В 2024 году стоимость складской техники в России увеличилась на четверть из-за девальвации рубля и роста лизинговых ставок. Это привело к росту спроса на аренду оборудования и услуги по его ремонту, сообщают эксперты рынка.
Об этом сообщается в обзоре ПЭК, подготовленном совместно с МОЛКОМ, Jungheinrich RUS, ИСТК и «Центром Технического Оборудования».
Примеры цен привела Анастасия Демина, директор по интернет-коммерции Jungheinrich RUS. Средняя стоимость китайских электрических тележек к IV кварталу достигла 140 тыс. руб., штабелеров – 335 тыс. руб., погрузчиков — от 1,6 до 3,7 млн руб., ричтраков — 2,2-5,7 млн руб.
Ослабление курса рубля к иностранным валютам и рост лизинговых ставок на 7 п.п. год к году (до 13,2-45,3%) стали ключевыми факторами удорожания складской техники, считает Максим Чугунов, руководитель направления подъемно-транспортного оборудования ИСТК. Для сокращения расходов компаний на лизинговые платежи некоторые лизинговые организации предлагают скидки для клиентов крупных дистрибьюторов.
Аренда
Увеличение стоимости на покупку и обслуживание привело к росту спроса на аренду складского оборудования на 13-17% в годовом исчислении, отметил директор по сервисному обслуживанию ПЭК Станислав Чекмарев.
Если ранее при росте объемов компании приобретали новую технику, теперь все чаще ее арендуют. На рынок аренды вышли новые игроки, в том числе ПЭК, запустившая в 2024 году сервис аренды более 300 единиц транспортных средств от погрузчиков до ричтраков и гидравлических тележек по всей России. Одновременно с запуском аренды ПЭК запустил сервис ремонта складской техники (более 50 сервисных площадок по всей России).
Обслуживание складской техники
В текущих экономических условиях бизнес старается продлить срок эксплуатации складской техники. По данным ПЭК, спрос на восстановление оборудования увеличился на 30% год к году. Компании внедряют решения для оптимизации пробега и мониторинга состояния техники, чтобы своевременно проводить ремонт. Например, сеть «Снежная королева» для повышения эффективности эксплуатации и увеличения пробега складского оборудования установила литий-ионные батареи на погрузчики, ричтраки и автоматические тележки. Об этом рассказал Алексей Ермаков, экс-директор департамента логистики федеральной розничной сети.
По информации Юрия Шарыпова, директора «Центра технического обслуживания» (ЦТО), стоимость обслуживания складской техники в России за январь-октябрь 2024 года выросла на 12%. Это связано с дефицитом механиков, слесарей и других специалистов техцентров, зарплаты которых увеличились на 18-23% в годовом исчислении.
Дефицит персонала влияет, прежде всего, на сроки. Для того чтобы срок ремонта не увеличивался, бизнес ввел практику заключения комплексных контрактов, в которых закреплены требования к скорости обслуживания и ремонта.
Не менее важной причиной увеличения стоимости ремонта стало подорожание запчастей (до 16% за январь— октябрь). Больше всего увеличилась цена тяговых аккумуляторных батарей и блоков управления — на 20% год к году. На данный момент средняя стоимость блока составляет около 2 млн рублей, что сопоставимо с ценой нового погрузчика. На стоимость запчастей во многом повлияла усложнившаяся логистика и проблемы с трансграничными платежами. Сроки поставки комплектующих доходят до 45 дней и больше в отдельных случаях.
Анастасия Демина, рассказала, что для поддержания работоспособности парка складской техники сервисные центры Jungheinrich RUS используют «доноров» — арендную складскую технику, которая временно не задействована в работе.
Как снизить издержки
Одним из способов ускорения поставки комплектующих Станислав Чекмарев из ПЭК назвал уменьшение количества посредников в логистической цепочке и заключение прямых договоров с российскими и зарубежными производителями.
Дмитрий Лисицын, операционный директор МОЛКОМ, дал рекомендации по выбору между лизингом и арендой складского оборудования. Важны такие параметры, как стоимость и сроки поставок и возможность наличия запасных частей, доступность и оперативность сервисного и гарантийного обслуживания. Новые марки, выходящие на рынок, часто создают конкуренцию существующим, но практики работы с ними еще мало.