Выпуск грузовых вагонов в РФ снизился на 15% в первом полугодии 2025 года
В первом полугодии 2025 года в России было выпущено 30,1 тыс. грузовых вагонов, что на 15% меньше, чем годом ранее. Спрос на новые вагоны остается сдержанным из-за падения объемов перевозок и профицита порожнего парка на сети РЖД.
По данным «Объединения вагоностроителей», за январь-июнь 2025 г. производство грузовых вагонов в России составило 30,1 тыс. единиц, снизившись на 15% в годовом выражении. При этом выпуск инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось вырос на 18% до 11,6 тыс. штук.
Наибольшее сокращение затронуло сегменты хопперов (-79% до 2 тыс. единиц) и крытых вагонов (-38% до 1,7 тыс. штук). Производство полувагонов увеличилось на 7% до 14,9 тыс. единиц, цистерн — на 43% до 8 тыс. единиц.
По оценкам РЖД, в 2025 г. поступление новых вагонов на сеть превысит объем списания старых примерно на 50 тыс. единиц. Из-за сокращения грузовой базы монополия вывела из оборота 211 тыс. порожних вагонов, а профицит парка оценивается в 400 тыс. единиц.
Эксперты отмечают «катастрофическое» падение заказов у большинства вагоностроителей, за исключением производителей цистерн. Реальный рыночный спрос отсутствует, считают аналитики. Для сохранения объемов производства предприятиям может потребоваться господдержка.
Согласно прогнозу Rollingstock Agency, в 2025 г. выпуск грузовых вагонов в РФ составит 50-55 тыс. единиц. Падение спроса обусловлено снижением погрузки на 7,6% в первом полугодии, особенно угля, нефтепродуктов и черных металлов.