Проблемы с трансграничными платежами – главный фактор, ведущий к снижению импорта в Россию

Увеличение сроков проведения платежей со странами-партнерами на 10-25%, а в некоторых случаях — до 6 раз год к году, а также сложности с возвратом экспортной выручки вынуждают российский бизнес замедлять объемы импортных поставок.
Согласно обзору логистической компании ПЭК, подготовленному совместно с финансовыми организациями GrottBjörn и MoneyRoo, на фоне увеличения сроков оплаты импорт товаров в Россию замедлился по многим направлениям.
Увеличение сроков проведения платежей
О деталях с платежами рассказал Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК. Больше всего увеличились средние сроки проведения платежей наблюдался в торговле с Казахстаном — в 6 раз по сравнению с 2024 годом, до 10-30 дней, а в отдельных случаях оплата может занимать до 2 месяцев.
Все чаще фиксируются случаи отказа проведения платежей банками или ситуации, когда банк запрашивает избыточное количество документации.
Серьезные проблемы с проведением платежей отмечаются и на других направлениях. В ноябре-декабре 2024 года были усилены процедуры внутреннего контроля банками Киргизии, из-за чего время оплаты стало непредсказуемым — от 2 до 20 дней, увеличившись на 10-15% к прошлому году.
На 20-25% выросли сроки оплаты поставок из Китая, достигая в некоторых случаях 2 месяцев. Ряд китайских банков весной 2024 года ввел ограничения на прием платежей из России и ужесточил комплаенс-проверки.
По Турции средний срок оплаты увеличился на 15-20%, до 21-30 дней. При этом прямые платежи возможны только при поставках товаров из «зеленого списка», в который входят сельхозпродукция, медикаменты, продукты питания, текстиль и др. Вероятность одобрения платежа выше, если компания регулярно поставляет определенные категории продукции.
В числе немногих исключений — Узбекистан и Таджикистан, где средние сроки оплаты за год сократились более чем вдвое — до 3-5 дней, что связано с ростом доли платежей в национальных валютах.
Георгий Красильников, заместитель руководителя отдела развития финансового ателье GrottBjörn, рассказал, что для преодоления трудностей с платежами компаниям приходится перестраивать финансовые цепочки в режиме реального времени: подключать дополнительные банковские сервисы и пользоваться услугами посредников, средний уровень комиссии которых варьируется от 1% до 5% от суммы платежа, часть из которых по разным причинам нарушают обязательства. По наблюдениям транспортных компаний, риски увеличиваются, когда взаимоотношения устанавливаются с агентом, работающим на рынке меньше года.
По словам Вадима Филатова, сбои в платежах приводят к значительным перепадам активности грузопотока, что в ряде случаев провоцирует заторы, повышает логистические затраты и тормозит ВЭД в целом. «ПЭК и другие крупные логистические операторы, а также финансовые компании отслеживают ситуацию с проведением платежей между Россией и странами-партнерами в режиме реального времени, по возможности помогая бизнесу ускорить и упростить оплату товаров», — подчеркнул он.
Задержка возврата экспортной выручки
Одной из ключевых проблем, сдерживающих импортный поток товаров в Россию, стали сложности с возвратом экспортной выручки из-за рубежа. 27 ноября Минфин США ввел санкции в отношении более 100 российских финансовых организаций, включая банки, регистраторов и депозитарии. В результате бизнес столкнулся с дополнительными препятствиями при репатриации валютной выручки.
По данным Банка России, за 9 месяцев 2024 года объем российского экспорта товаров в денежном выражении составил $317,1 млрд. Однако, по прогнозам компании MoneyRoo, производители и экспортеры могут не вернуть своевременно более 30% от этой годовой выручки.
Управляющий партнер MoneyRoo Алексей Останин отметил, что раньше бизнес даже доплачивал зарубежным партнерам за получение валютной выручки и возможность использовать ее в финансовых операциях. Теперь же экспортеры вынуждены обращаться к посредникам с запросами на возврат средств с иностранных площадок, уплачивая комиссию до 2%.
Из-за невозможности полноценно распоряжаться экспортной выручкой многие поставщики товаров за рубеж вынуждены ограничивать расчеты с контрагентами внутри России, что, в свою очередь, не позволяет им начинать новые импортные поставки.