Мероприятия
Маркировка в fashion retail

Маркировка в fashion retail

С 2016 г. в Российской Федерации стартовал процесс маркировки продукции. Начали с меховых изделий. Постепенно процесс видоизменялся, расширялся, автоматизировался и цифровизировался. В 2024 г. 17 групп товаров являются обязательными к маркировке на территории РФ и 15 групп товаров находятся в стадии пилотных проектов.

Так что же такое маркировка, и зачем она нужна? Маркировка – это система прослеживаемости товаров от производителя до конечного потребителя с помощью уникальных средств идентификации. Основная цель – прозрачность всех процессов на этапах производства, логистики и продажи товаров.

Средство идентификации – это уникальный код, который импортер или производитель обязаны нанести на каждую единицу товара и передавать его физически и документально по всей цепочке движения товара до конечного потребителя.

Уникальный код представляет собой 2D-штрихкод DataMatrix или RFID-метку (используется для маркировки изделий из натурального меха и как дополнительная маркировка для шин), которые позволяют получить информацию о товаре и его текущем статусе в цепочке товарооборота (рис. 1).

Рис. 1. 2D-штрихкод DataMatrix
Рис. 1. 2D-штрихкод DataMatrix

DataMatrix состоит из:

  • идентификатора GTIN, обозначающего позицию продукции в международном справочнике GS1;
  • серийного номера, включая код ТН ВЭД ЕАЭС;
  • ключа проверки подлинности товара и защиты от копирования;
  • кода проверки подлинности товара и защиты от копирования.

RFID-метка представляет собой микрочип в пластиковом носителе, который изготавливает АО «Гознак» https://markirovka.goznak.ru (рис. 2).

Рис. 2. RFID-метка, изготавливаемая АО «Гознак»
Рис. 2. RFID-метка, изготавливаемая АО «Гознак»

Вся деятельность по маркировке товаров на территории Российской Федерации регламентируется Федеральными Законами и Распоряжениями Правительства Российской Федерации:

  • ФЗ No 497-ФЗ от 31.12.2017 – главный закон об обязательной маркировке, где указана ответственность за нарушения правил работы. Он также вносит изменения в более ранние нормативные акты о кассах и торговле;
  • ФЗ No 488-ФЗ от 25.12.2028 – дает основные определения товарам, подлежащим маркировке, участникам оборота, кодам маркировки, средствам идентификации и т.д., а также определяет правила функционирования системы маркировки в целом;
  • Распоряжение Правительства РФ No 791-р от 28.04.2018 – устанавливает принципы и модель работы системы маркировки;
  • Распоряжение Правительства РФ No 792-р от 28.04.2018 – утверждает список товаров, подлежащих маркировке;
  • Распоряжение Правительства РФ No 515 от 26.04.2019 – регулирует основные положения маркировки: порядок нанесения маркировки и правила участия в системе контроля.

Кроме того, работа с товарами, подлежащими маркировке, требует выполнения п. 1.1. ст. 4 ФЗ No 54- ФЗ от 22.05.2003 об использовании онлайн-касс с фискальным накопителем.

Итак, вы в процессе проверки товара, который хотите производить или ввозить на территорию РФ, и его классификации по ТН ВЭД выяснили, что товар подлежит обязательной маркировке. Или вы давно работаете на рынке, и ваш товар внесли в список обязательной маркировки, о чем появилась информация в официальных источниках. Возникает естественный вопрос: что делать? На сайте честныйзнак.рф есть инструкции для всех участников рынка в зависимости от их юридического статуса и рода деятельности: производитель, импортер, продавец, покупатель, опт или розница, ООО или ИП и т.д.

Общий порядок работы с маркировкой товаров Fashion retail следующий:

  • оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) и установить необходимое программное обеспечение;
  • подписать договор с оператором и подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО);
  • зарегистрироваться в национальной системе цифровой маркировки «Честный знак» и подписать договор с оператором системы;
  • вступить в Ассоциацию автоматической идентификации «ЮНИСКАН / ГС1 РУС» для получения GTIN;
  • обновить кассовое оборудование до требуемой версии и приобрести 2D-сканеры и принтеры этикеток;
  • при производстве или закупке сделать описание товара в соответствии с требованиями систем «Честный знак», «ЮНИСКАН/ГС1 РУС»;
  • сделать заказ на получение кодов, оплатить выставленный счет;
  • на основании этой информации системы последовательно сгенерируют GTIN на артикул / категорию и DataMatrix на каждую единицу в артикуле / категории;
  • DataMatrix необходимо перенести в требуемом формате на этикетку, распечатать и промаркировать каждую единицу товара физически;
  • информация о DataMatrix при импорте должна быть включена в таможенные документы при подаче ГТД до выпуска товара для внутреннего потребления. При таможенном оформлении системы «Честный знак» и ФТС обмениваются информацией самостоятельно;
  • при отгрузке товара на территорииРФданныеоDataMatrix включаются в УПД, подписанный УКЭП, который передается по системе ЭДО. Данные автоматически поступают в систему «Честный знак»;
  • при получении партии маркированного товара необходимо отсканировать все единицы с DataMatrix по УПД и подтвердить получение в системе;
  • при продаже товара конечному покупателю (в розничном магазине) DataMatrix на этикетке товара сканируется на кассе. Данные вносятся в чек и автоматическичерезоператорафискальных данных ОФД поступают в ФНС и систему «Честный знак», которая зафиксирует вывод товара из оборота.

Вы регистрируетесь в качестве участника оборота маркированных товаров, изучаете необходимое оборудование и… оказывается, что выбор на этом не заканчивается. Необходимо решить:

  • хотите ли вы делать маркировку сами или поручить ее какому-либо оператору;
  • будете ли вы делать обмен данными с соответствующими структурами по API или, например, ввиду малочисленности товара, посадите сотрудника заводить все руками по мере необходимости;
  • что делать с остатками старого товара и многое другое.

Давайте разбираться.

Во-первых, для компаний с большим товарооборотом, широкой номенклатурой, большими остатками не стоит экономить на информационных технологиях. Большие массивы данных однозначно не обработать руками, и тем более в регламентные сроки. Приготовьтесь, что ИТ-отдел будет заниматься доработкой ваших систем, делать интеграции с системами «Честный знак», «ЮНИСКАН / ГС1 РУС», ФТС, а также вашими партнерами, подрядчиками и их операторами ЭДО. Идеально – выделить группу исключительно для обеспечения процесса маркировки, передачи данных и соответствующей отчетности.

Во-вторых, проведите ревизию оборудования. Оно должно обеспечивать ежедневную работу с маркированным товаром, а также плановые и внезапные действия: проверки, инвентаризации, маркировку и перемаркировку. Даже если вы решили передать функцию маркировки логистическому оператору / партнеру / поставщику, после перехода права собственности на маркированный товар на вашу компанию ряд действий с товаром придется делать вам. Передавать один сканер по 10 магазинам – не самая хорошая идея.

В-третьих, озаботьтесь своевременным получением, проверкой наличия и соответствия данных о товаре в вашей ERP-системе данным на оригинальных этикетках производителя, если вы – импортер, и возможностью обновления данных при изменении характеристик в процессе производства, если вы – производитель. Не исключено, что для поддержания базы данных о товаре вам понадобится дополнительный персонал или дополнительная интеграция с системами ваших поставщиков.
По какому пути пойти, будет зависеть от качества поступающей информации и договороспособности ваших поставщиков.

Стоит отметить, что данные о товаре не ограничиваются первичным получением информации. В течение жизненного цикла товара будет меняться его статус, с ним могут происходить как регламентированные, так и неожиданные события. Речь идет о повреждении или утрате этикетки с кодом, возврате товара от потребителя, например с потерей чека, подмене товара при продаже, особенно это касается выездной торговли, и т.д.

Как и в случае с ИT, при большом товарообороте, широкой номенклатуре, больших остатках стоит рассмотреть вариант создания рабочей группы, которая в онлайн-режиме будет решать все вопросы, связанные с маркированным товаром.

Более того, рекомендуется участвовать в рабочих группах проектов «Честного знака» как при запуске новой группы товара, так и работе с уже имеющимися группами. Это позволит максимально адаптировать процессы в вашей компании для быстрой и удобной работы с маркированным товаром, быть всегда в курсе последних изменений законодательства, новых решениях государственных органов, а также быть на короткой ноге с техподдержкой ЦРПТ и говорить с ними на одном языке.

В-четвертых, вне зависимости от того, будете ли вы создавать отдельную группу по работе с маркированными товаром или задействуете имеющихся сотрудников, необходимо провести обучение персонала. Разделите его на несколько этапов: работа отделов поддержки и работа персонала в торговых точках.

Первую группу необходимо с самого начала подключить к взаимодействию с контрагентами, организовать посещение соответствующих вебинаров и кросс-визитов на склады логистических операторов, работающих с полным циклом маркировки.

Для второй группы необходимо подготовить инструкции, видеоматериалы и провести тренинги. Подготовку может провести первая группа совместно с отделом по работе с персоналом. В данном случае важно не слишком углубляться в технические подробности, но четко проработать порядок действий и список контактов поддержки.

В-пятых, если вы решили маркировать товар самостоятельно, то это можно сделать на фабрике производителя, на складе за границей и таможенном складе в РФ. На СВХ или обычном складе в РФ это сделать нельзя в соответствии с законодательством. Товар должен быть промаркирован средствами индивидуальной идентификации до его выпуска для внутреннего потребления (таможенный режим ИМ40). Без маркировки товар может находиться на территории РФ только в рамках режимов «Таможенный транзит» (ИМ80) и «Таможенный склад» (ИМ70).

При обсуждении вариантов не экономьте на ИT-интеграции с тем, кто будет выполнять маркировку. Правильность и чистота данных будут иметь значение, а человеческий фактор никто не отменял.

В-шестых, обратите внимание, что остатки в любом случае маркировать вам. При этом информация о товаре может быть утраченной или имеющей отклонения от действительности. Тогда необходимо провести инвентаризацию со сверкой характеристик для актуализации информации о товаре в вашей ERP-системе.

Конечно, существует и радикальный метод – реализовать товар до введения запрета обращения данной категории без средств идентификации. Однако столь смелых решений на рынке пока не встречалось.

Еще один вариант – воспользоваться упрощенной схемой маркировки остатков. В чем разница? Вколичествеинформации,которую вы должны предоставить в «Честный знак».

Рассмотрим пример с маркировкой обуви.

Для заполнения формы по упрощенным остаткам необходимо знать небольшое количество данных:

  • ИНН заявителя;
  • половозрастное назначение обуви (мужская, женская, детская, унисекс);
  • способ ввода в оборот (произведено в РФ / импортировано);
  • две первые цифры ТН кода ВЭД (64 для обуви).

Для полной маркировки потребуются данные:

  • ИНН заявителя;
  • ИНН производителя / импортера;
  • модель производителя (артикул);
  • страна производства;
  • вид обуви;
  • половозрастное назначение обуви (мужская, женская, детская, унисекс);
  • материал верха;
  • материал подкладки;
  • материал низа;
  • бренд (торговая марка);
  • наименование товара на этикетке;
  • размер;
  • цвет;
  • первые четыре знака ТН ВЭД ЕАЭС;
  • количество пар.

Очень заманчивое решение. На первый взгляд, экономит время, деньги и человеческие ресурсы, но есть нюанс. Например, остатки обуви можно было маркировать по упрощенной схеме до 1 июня 2021 г. Все сделали это и успокоились. С 1 апреля 2023 г. коды, полученные по упрощенной схеме, аннулировались, и товар приравнивался к немаркированному, следовательно, продавать его нельзя. А старые остатки продаются не слишком быстро, особенно если это сезонный товар старых коллекций. Пришлось многим делать второй подход и перемаркировать товар уже по полной схеме с поиском / восстановлением утраченных данных.

Таким образом, прежде чем идти легким путем, оцените риски и подводные камни, так ли легок этот путь.

Наконец, затронем еще вопрос о специфике кодов DataMatrix. Как упоминалось выше, в структуре кода маркировки 4 секции: GTIN, серийный номер, ключ проверки и код проверки. Ключ проверки + код проверки = криптохвост.

Криптохвост нужен для формирования двухмерного штрихкода DataMatrix и его печати для нанесения на товар. Соответственно «Честный знак» при заказе кодов DataMatrix отправляет вам полноценный 4-секционный код. После осуществления самой маркировки товара тот же «Честный знак» рекомендует удалять криптохвост из программы учета и хранить код маркировки без него.

В личной кабинете «Честного знака» и в 1С код маркировки используется без криптохвоста.

Но не все так просто. Удалив криптохвост, вы не сможете в случае, например, повреждения этикетки, распечатать ее еще раз и просто наклеить на тот же товар. Вам придется обратиться к официальной процедуре перемаркировки, которая потребует некоторых временных затрат.

Но и с криптохвостом надо быть внимательным. Если вы работаете с данными в личном кабинете «Честного знака», то поиск необходимо осуществлять, используя код маркировки без криптохвоста. Поиск по полному коду будет неудачным.

Таким же образом передаются данные по ЭДО – в документах УПД криптохвост отсутствует. При попытке передать его сверка с данными «Честного знака» будет вызывать ошибку, и документ не будет проведен.

Работа с системой маркировки не терпит пренебрежения и суеты. Подходите к вопросу обстоятельно, оценивая все риски, все «за» и «против». Лучше иметь запас времени и ресурсов и учесть все детали, чем отбиваться от проверяющихоргановинестиадминистративную, а в ряде случаев и уголовную ответственность.

Антонина Янкович – Генеральный директор ООО «Меркатор»
Антонина Янкович – Генеральный директор ООО «Меркатор»