Топливный рынок в России. Взгляд изнутри

Редакция журнала «Логистика 360» предложила экспертам и участникам рынка прокомментировать несколько аспектов, касающихся доли стоимости топлива в экономике грузоперевозок, видов топлива, их экономической и экологической эффективности, а также возможных инструментов для оптимизации расходов.

Топливный рынок в России. Взгляд изнутри
Источник: Freepik

Топливо в современных реалиях рынка грузоперевозок – важнейший экономический фактор.

Доля стоимости топлива в экономике грузоперевозок

В структуре грузоперевозки стоимость топлива составляет в среднем от 20 до 40%. Эта доля может варьироваться в зависимости от типа перевозки (автомобильные, железнодорожные, морские), расстояния. Для автоперевозок в среднем стоимость топлива может составить до 40% от общих затрат, в то время как для железнодорожных перевозок она составляет около 20%.

Дмитрий Калашников, генеральный директор ООО «ИТЕКО Россия»: «В текущих условиях топливо составляет порядка 20–25% от себестоимости автоперевозок. Транспортные компании неизменно ищут пути оптимизации. В частности, ITECO планирует развивать собственную инфраструктуру автозаправочных станций и уже сейчас активно использует транспорт на СПГ, рассматривая его как одно из перспективных решений для снижения топливных расходов».

На долю топлива в структуре экономики перевозок влияет и волатильность рынка. Например, в 2018 году рост цен на топливо на 38% привел к увеличению себестоимости перевозок на 13%, но некоторые компании подняли тарифы на 23%, компенсируя не только топливные, но и другие издержки. А ведь даже незначительное повышение цен или перерасход топлива сильно снижают прибыль грузоперевозчиков.

Михаил Колесников, основатель ГК «BENZA»
Михаил Колесников, основатель ГК «BENZA»

Михаил Колесников, основатель ГК «BENZA»: «С 1 января 2025 года в России акциз на дизельное топливо вырос на 16%, что, конечно, скажется на себестоимости логистики. На рентабельность бизнеса влияют даже незначительные колебания, поэтому перевозчики стараются минимизировать свои затраты».

Какое топливо экономически выгоднее?

В России наиболее распространены три вида топлива для грузовых перевозок: дизельное, бензиновое и газовое.

Самый распространенный тип топлива для грузовиков – дизельное топливо. Высокая энергетическая эффективность, развитая инфраструктура и относительно низкая цена делают его экономически выгодным выбором для большинства перевозчиков. По данным на 2023 год, средняя цена дизельного топлива составляет около 60 рублей за литр. Его расход на 30–40% ниже, чем у бензина, а стоимость литра в России на 10–15% дешевле.

Газ (Сжиженный природный газ, СПГ). Газовые грузовики становятся все более популярными благодаря более низким эксплуатационным расходам. Стоимость газа составляет примерно 30-40 рублей за литр в эквиваленте. Однако, стоимость установки газового оборудования может быть высокой, поэтому данный вид топлива требует времени для окупаемости.

С точки зрения потенциальной экономии, СПГ демонстрирует хорошую эффективность, особенно на протяженных маршрутах. Так, компания ITECO за последние четыре года приобрела порядка 300 единиц техники, работающей на СПГ, и в настоящее время проводит тестовую эксплуатацию седельных тягачей КАМАЗ-54901 на этом топливе. По предварительным данным, такие автомобили способны преодолевать до 1600 км на одной заправке, однако окончательные выводы будут сделаны по завершении тестов.

Дмитрий Калашников, генеральный директор ООО «ИТЕКО Россия»
Дмитрий Калашников, генеральный директор ООО «ИТЕКО Россия»

По словам Дмитрия Калашникова, экономическая эффективность транспорта на СПГ во многом зависит от степени развитости соответствующей инфраструктуры. Чем шире сеть КриоАЗС, тем выше рентабельность эксплуатации газомоторной техники. Пока это направление находится в стадии становления, и вопрос экономии здесь напрямую связан с масштабированием всей экосистемы.

Бензин. Грузовики, работающие на бензине, дешевле в приобретении, но их эксплуатационные расходы выше, чем у дизельных и газовых аналогов. Поэтому для грузоперевозок бензин не является оптимальным выбором.

Можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе растет спрос на сжиженный природный газ, который дешевле дизеля на 15-25% в расчете на пробег. 

Стоит и здесь упомянуть электромобили. Они пока проигрывают в логистике из-за дороговизны техники и ограниченности зарядных сетей, но их доля будет расти. По мнению Михаила Колесникова, переход на электромобили не будет быстрым: сначала логистические компании в качестве эксперимента будут приобретать по одной-две единицы, заниматься электрозарядной инфраструктурой внутри парков, и уже лет через 20 доля «зеленых» грузовиков вырастет. Рано или поздно крупные компании посмотрят в сторону электричества, а экономия на топливе будет главным стимулом к переменам. 

Какое топливо экологичнее и играет ли фактор экологичности какую-то роль?

Природный газ и водород значительно снижают выбросы CO₂ и вредных частиц — на 20-30% по сравнению с дизелем. Биодизель (на основе рапса или сои) также входит в топ-3 экологичных решений. Он биоразлагаем за 2–3 недели и снижает выбросы серы до 0,005% против 0,2% у обычного дизеля. Однако его производство в России пока ограничено, в отличие от ЕС, где на биодизель приходится 7% рынка.

Электрические грузовики экологичнее, их именно так позиционируют производители, но существуют проблемы с утилизацией батарей, поэтому справедливо будет сказать, что эта технология еще требует доработок, чтобы стать действительно экологичным видом топлива. В будущем эта технология может занять определенную нишу. 

Екатерина Еремина, руководитель общественной приемной по развитию логистической отрасли при Уполномоченной по защите прав предпринимателей города Москвы
Екатерина Еремина, руководитель общественной приемной по развитию логистической отрасли при Уполномоченной по защите прав предпринимателей города Москвы

Как топливная ситуация в России коррелируется ситуацией в других развитых странах? 

Екатерина Еремина, руководитель общественной приемной по развитию логистической отрасли при Уполномоченной по защите прав предпринимателей города Москвы, отметила макроэкономические факторы: «Топливная ситуация в мире оказывает значительное влияние на экономику перевозок в России. С учетом глобальных тенденций, таких как переход на возобновляемые источники энергии и повышение цен на углеводороды, российские перевозчики сталкиваются с вызовами, связанными с изменением цен на топливо и доступностью ресурсов. В 2023 году мировые цены на нефть колебались в диапазоне 70-90 долларов за баррель, что непосредственно сказалось на ценах на топливо в России».

Спрос на традиционные виды топлива в мире стабилен, рассказывает Дмитрий Калашников, ITECO, прежде всего на дизельное. Однако его стоимость подвержена колебаниям под влиянием внешнеэкономических и геополитических факторов. Цены на СПГ в мире колеблются в зависимости от рыночных условий, но в целом остаются ниже стоимости дизельного топлива. На отечественном рынке цены на СПГ коррелируются и опираются на цены на дизель: рост цен на дизель влечет за собой и пропорциональный рост стоимости СПГ. Сейчас стоимость СПГ в России дешевле дизеля примерно на 40-50%.

Не может не влиять на рынок топлива и общий глобальный тренд на декарбонизацию — снижение выбросов парниковых газов в атмосферу, которые образуются в процессе сжигания ископаемого топлива.

Михаил Колесников, BENZA, приводит такие цифры: «В ЕС спрос на СПГ вырос на 40% за два года, а к 2030 году планируется сократить выбросы транспорта на 55%. В Азии ставка сделана на водород: Китай и Япония инвестируют $15 млрд в инфраструктуру к 2030 году».

Какие инструменты позволяют перевозчикам экономить?  

Перевозчики всегда находились в поисках подобных решений: от оптимизации стиля вождения до мониторинга давления в шинах. Сейчас инструменты экономии становятся все более технологичными, рынок постоянно пополняется новыми решениями, требующими изучения. Среди уже зарекомендовавших можно отметить:

  1. Эффективное планирование маршрутов: Использование современных навигационных систем и программ для планирования маршрутов позволяет сократить расстояния и время в пути, что, в свою очередь, снижает расход топлива.
  2. Техническое обслуживание транспортных средств: Регулярное техническое обслуживание и настройка двигателей могут повысить топливную эффективность на 10-15%.
  3. Внедрение систем телематики, мониторинга и предиктивной аналитики, позволяющих отслеживать расход топлива в реальном времени и выявлять неэффективные маршруты или маневры.
  4. Нестандартный решения, такие как открытие собственных мобильных АЗС в логистических хабах. Например, компания Wildberries и Russ в 2024 году объявила о запуске сети автозаправочных станций для оптимизации расходов на топливо, сокращения плеч доставки и ее ускорения. В марте этого года в Поволжье была зафиксирована рекордная разница в стоимости опта и розницы дизеля — 18 рублей с одного литра. Это нетипично для рынка топлива. Долгое время стоимость опта и розницы не сильно отличалась, и такой скачок наглядно показал компаниям, что закупка топлива оптом может дать большую экономию.
  5. Государственные программы. Екатерина Еремина, руководитель общественной приемной по развитию логистической отрасли при Уполномоченной по защите прав предпринимателей города Москвы, напоминает, что существуют программы государственной поддержки, которые помогают перевозчикам переходить на более экологичные виды топлива, такие как газ. Они могут включать субсидии на покупку оборудования или налоговые льготы.

Важность господдержки отмечает и Дмитрий Калашников: «Потенциал экономии при эксплуатации техники на СПГ может быть реализован в полной мере при условии активного расширения сети КриоАЗС — в первую очередь в регионах с высокой транспортной нагрузкой. Такое развитие возможно только в формате партнёрства между крупными перевозчиками и производителями сжиженного газа. ITECO уже сотрудничает в этом направлении с ведущими игроками отрасли. Экономическую эффективность транспортные компании могут получить в полной мере при условии, что государство будет субсидировать покупку машин на СПГ, особенно в ситуации падающего спроса на технику. Затраты на покупку грузовиков на СПГ выше, поэтому поддержка государства необходима на этом этапе». 

Постоянный мониторинг цен и технологий

Для российских перевозчиков контроль за топливом — это не только снижение затрат, но и управление рисками (дефициты, цены), повышение конкурентоспособности и выполнение экологических требований. 

Топливные цены и выбор топлива играют значимую роль в экономике грузоперевозок. Перевозчики должны учитывать не только экономические, но и экологические аспекты при выборе топлива, а также использовать доступные инструменты для оптимизации своих расходов, включая программы господдержки.

В условиях нестабильной топливной ситуации на мировых рынках, важно быть гибкими и готовыми к изменениям, оставаться конкурентоспособными на рынке грузоперевозок.

Просмотров:
129
Следите за нашими новостями в удобном формате
Заказать разработку сайта или плагина на Wordpress