Выбор локации склада: ключевые факторы и подводные камни

Планируя открытие склада, важно учитывать близость к транспортным артериям, местные налоги, энергоснабжение и резервные мощности. Все это влияет на логистику, затраты и клиентский сервис. Недостатки инфраструктуры увеличивают издержки, а скрытые риски могут снизить рентабельность бизнеса.

Выбор локации склада: ключевые факторы и подводные камни

Транспортная доступность

Выбор оптимального расположения для склада увеличивает эффективность логистических операций, себестоимость продукции и уровень обслуживания клиентов. Преимущество в данном вопросе – близость складского помещения к основным транспортным артериям: автомагистралям, портам и аэропортам.

Расположение рядом с транспортными узлами может сократить расходы на перевозку товаров более чем на 15%. Например, близлежащая автомагистраль обеспечит доступ к широкой сети дорог, упрощая процесс доставки, ведь время в пути уменьшится. В условиях высокой конкуренции это преимущество.

Алексей Равинский, генеральный директор Zapusk Group
Алексей Равинский, генеральный директор Zapusk Group

Компании, которые работают на экспорт, часто рассматривают территории рядом с железнодорожными станциями, портами и аэропортами – так они могут оперативно получать и отправлять грузы единовременно и выбирать самые эффективные маршруты и способы доставки в зависимости от потребностей бизнеса.

В 2023 г. одна из компаний, арендовав склад вблизи основных транспортных узлов Ташкента, смогла ускорить доставку на 25%. Для потребителей скорость – главный критерий. Компания повысила свою конкурентоспособность и заметно увеличила доход. Клиенты стали лояльнее, а положительные отзывы привели к росту новых заказов. Более того, компания смогла привлечь внимание крупных заказчиков, которые ценят надежность и оперативность.

Недостатки инфраструктуры увеличивают издержки бизнеса. Плохие дороги, нехватка транспортных развязок, пробки, отсутствие железнодорожных подъездных путей или современных терминалов приводят к замедлению движения грузов и нарушению графика доставок. В итоге компании тратят деньги на дополнительное топливо, амортизацию транспорта и оплату часов водителей.

Если склад находится в удаленной зоне вне свободной транспортной доступности, логистические компании вынужденно закладывают повышенные тарифы на перевозки. Например, доставка грузов в районы с низкой пропускной способностью дорог требует больше времени и машин, повышая стоимость логистики. А при наличии узких или разрушенных дорог возникают простои и нежелательные траты, так как грузовики едут медленнее.

Дополнительные издержки возникают из-за ограниченного доступа к мультимодальным транспортным узлам. Когда компания выбирает локацию далеко от железнодорожных станций или портов, приходится использовать исключительно автотранспорт, который часто обходится дороже и менее эффективен для перевозки крупных партий. В таких условиях бизнесу приходится либо оплачивать дорогостоящую перегрузку товаров на промежуточных складах, либо мириться с замедлением поставок.

У нашей компании был опыт работы с крупным дистрибьютором продуктов питания: предприятие столкнулось с ростом спроса на свою продукцию, но существующий склад не справлялся с нагрузкой. Критически важно было сократить транспортные расходы, ускорить поставки и подключить новый объект к электричеству и газу. После анализа рынка и транспортной инфраструктуры мы предложили клиенту локацию вблизи крупного транспортного узла, где пересекаются автодороги федерального значения и железнодорожные маршруты. Это место обладало несколькими ключевыми преимуществами:

  • близость к магистралям;
  • железнодорожная доступность;
  • наличие свободных мощностей для подключения к газовым и энергетическим сетям.

После переезда на новую площадку компания смогла:

  • сократить транспортные расходы на 15% за счет оптимизации маршрутов;
  • ускорить поставки на 20%, что особенно важно для продуктов с ограниченным сроком годности;
  • увеличить мощность склада благодаря оптимальному энергетическому лимиту.

Экономика и налоги

Различия в налоговых ставках и льготах между субъектами РФ могут влиять на операционные расходы компании. В некоторых регионах предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль или имущество, делая их более привлекательными для размещения складских объектов. Например, в Калужской области с октября 2024 г. действует (1) сниженная ставка по региональной части налога на прибыль до 10% для малых технологических компаний. В Санкт-Петербурге для таких компаний налог уменьшен до 0%. Стратегия города нацелена на развитие инновационной экономики и привлечение ИT-компаний. Условия привлекают высокотехнологичные предприятия, стартапы и крупные корпорации.

Регионы с благоприятной налоговой политикой, создающие, например, свободные экономические зоны (СЭЗ),
предлагают дополнительные преференции для бизнеса, такие как освобождение от уплаты определенных налогов на некоторый период или снижение налоговой нагрузки для новых инвесторов. Это сокращает расходы бизнеса и повышает рентабельность операций.

Неравномерность налоговых поступлений между регионами может приводить к экономическому неравенству, что, в свою очередь, влияет на инфраструктурное развитие и качество услуг. Компании стремятся переехать в более развитые регионы, где выше уровень жизни и лучше инфраструктура. Оставшиеся территории страдают, ведь доходы там ниже, а значит, и условия для бизнеса хуже вследствие нехватки квалифицированных кадров и устаревшей инфраструктуры.

После выбора локации логистические компании могут столкнуться со скрытыми расходами. Часто это расход из-за роста кадастровой стоимости земли и недвижимости. В ряде регионов налог на имущество организаций рассчитывается из кадастровой стоимости, а ее пересмотр в сторону увеличения может привести к неожиданному росту налоговых платежей. Возникают ситуации, когда субъект, привлекая бизнес, устанавливает временные налоговые льготы. По истечению срока налоговая нагрузка может резко возрасти. Пониженные ставки налога на прибыль и имущество могут меняться в зависимости от экономической ситуации в регионе, поэтому издержки компании могут взлететь.

Не стоит забывать и о риске инфляции и роста тарифов на коммунальные услуги. В регионах с нестабильной
экономикой, устаревшей инфраструктурой и на удаленных территориях возможны резкие скачки цен на электроэнергию, воду и отопление. В Пермском крае и Архангельской области с 1 июля 2025 г. тарифы на услуги ЖКУ увеличат (2) на 21,1 и 20% соответственно. Это связано с изношенностью местной инфраструктуры на 80%.

Для оценки долгосрочной рентабельности склада нужен комплексный анализ факторов, которые влияют на издержки, доходность и устойчивость бизнеса в выбранном регионе:

  • Прежде всего учитывайте динамику налоговой нагрузки. Анализируя местную налоговую политику, оцените вероятность ее ужесточения в будущем, так как это напрямую влияет на прибыльность бизнеса.
  • Если планируете арендовать склад, изучите прогнозы роста цен на коммерческую недвижимость в регионе. В случае покупки необходимо учесть возможные изменения в кадастровой стоимости, ведь налог на имущество зависит именно от этого показателя.
  • Учитывайте рынок труда и доступность квалифицированных работников. Нехватка кадров в регионах – острая проблема, поэтому растут затраты на персонал. Берите в расчет изменения в законодательстве. Например, повышение минимального размера оплаты труда и изменения в трудовом законодательстве.
  • Изучите транспортную доступность и логистические потоки. Даже если на момент открытия склада расположение кажется выгодным, в будущем возможны изменения: реконструкция дорог, изменение схемы грузоперевозок или появление конкурентов.
  • Учитывайте рынок труда и доступность квалифицированных работников. Нехватка кадров в регионах – острая проблема, поэтому растут затраты на персонал. Берите в расчет изменения в законодательстве. Например, повышение минимального размера оплаты труда и изменения в трудовом законодательстве.

Скрытые риски

1. Отсутствие ближайших точек присоединения

Это в первую очередь касается электроснабжения. Если склад находится в зоне с недостаточной мощностью или удален от распределительных подстанций, подключение к сети может потребовать строительства дополнительных ЛЭП или модернизации существующих мощностей. Для объектов с мощностью подключения свыше 150 кВт стоимость может достигать до 100 тыс. руб. за 1 кВт. При потребности склада в 500 кВт затраты будут свыше 25 млн руб.

Некоторые склады отапливают газом. Если ближайший газопровод расположен далеко, потребуется его продлить. Это дорогая услуга и стоимость достигает десятков миллионов рублей. В некоторых регионах стоимость подключения к газу может превышать 1 млн за километр прокладки трубы.

Складам с продуктами питания нужна вода (для поддержания влажности, работы холодильных установок и других процессов). На выбранной территории может отсутствовать централизованная система водоснабжения. Тогда приходится бурить собственную скважину и устанавливать очистные сооружения. Стоимость бурения артезианской скважины глубиной 100 м может составлять до 3 млн руб., а строительство локальных очистных сооружений – еще 5-10 млн руб. сверху.
Получение технических условий, согласование с ресурсоснабжающими организациями и проведение всех строительных работ – длительный процесс. Задержки достигают от года до двух. Проволочки увеличивают затраты на аренду временных складов и ведут к потере прибыли.

2. Нехватка энергетических лимитов

Российская энергосистема распределяет мощности на основе лимитов, выделенных региональными электросетевыми компаниями. Лимит мощности может быть исчерпан. Тогда склад невозможно подключить или приходится долго ждать в очереди на технологическое подключение. В ряде случаев это занимает несколько лет, что приводит к срыву сроков запуска склада.
Кроме задержек, нехватка удорожает подключение. В регионе могут отсутствовать свободные резервы. Стоимость варьируется в среднем от 30 до 100 тыс. за 1 кВт. С требуемой мощностью в 300 кВт при отсутствии резерва расходы на модернизацию электросетей могут превысить 30 млн руб. В случае перегрузки сети поставщики электроэнергии иногда вводят временные лимиты. Они нарушают работу склада, снижая эффективность автоматизированных систем, и может потребоваться ввод генераторов или аккумуляторных систем. Установка дизельного генератора мощностью в 500 кВт обойдется в 5-10 млн руб., а его эксплуатация увеличит затраты на энергоснабжение в 23 раза по сравнению с тарифами сетевых компаний.

3. Плохая мобильная связь и отсутствие интернета

Большинство современных складов используют автоматизированные системы управления (WMS) и оборудование, которое напрямую зависит от стабильного интернет-соединения. Если в выбранной локации нестабильная мобильная сеть, некачественный интернет, это приведет к задержкам в обработке заказов, ошибкам в учете товаров и росту простоев.

Потеря связи между складской техникой и сервером управления снижает скорость обработки грузов на 10-20%. Для крупного логистического центра это убытки в миллионы рублей ежегодно. Проблемы с интернетом и мобильной связью увеличивают затраты на установку и обслуживание альтернативных решений. Прокладка оптоволоконной линии в удаленных районах может стоить от 500 тыс. до 5 млн руб. в зависимости от расстояния до ближайшего узла связи. Если это невозможно, придется устанавливать спутниковый интернет, где подключение стоит 50-200 тыс. руб., а ежемесячные расходы на тарифы могут быть в 5-10 раз выше, чем у проводных провайдеров.

При слабом интернет-соединении возможны задержки в передаче данных, что снижает эффективность контроля за сотрудниками, безопасностью склада и товарными остатками.

4. Ограничения резервных мощностей

В пиковые периоды нагрузка на сеть увеличивается, и без резервных мощностей могут возникать аварийные отключения. Это критично для складов с холодильными установками, где даже кратковременный сбой может привести к порче товаров и многомиллионным убыткам.

Нехватка резервных мощностей может ограничить развитие склада в будущем. Если компания планирует расширение, увеличение штата и внедрение автоматизированных решений, потребность в электроэнергии возрастет. В некоторых регионах получение дополнительных мощностей возможно только при модернизации энергосистемы, а это дополнительные вложения. Ограниченные резервы могут привести к штрафам за превышение лимита потребления. Иногда энергокомпании взимают повышенные тарифы или применяют санкции, если склад расходует больше энергии, чем ему официально выделили. Работа склада может стать
невыгодной.

5. Невозможность расширения складской территории

Склад изначально может быть размещен на участке без возможности увеличения площади. Компании сталкиваются с нехваткой мест для хранения товаров, особенно в периоды сезонного спроса или при расширении ассортимента. В результате приходится арендовать дополнительные складские площади в других местах. Например, аренда склада в Московском регионе площадью 10 тыс. кв. м может стоить до 80 млн руб. в год.
Невозможность расширения ограничивает внедрение новых технологических решений. Когда свободных территорий нет, невозможно разместить дополнительные погрузочные зоны, парковки для большегрузного транспорта или новые автоматизированные линии. Недостаток погрузочных доков замедляет отгрузку и приводит к простоям транспорта и штрафам за задержки.

Если склад построен в развивающемся районе, стоимость земли вокруг него может резко увеличиться. В таких условиях выкуп соседних участков экономически нецелесообразен. В промышленных зонах Москвы и Санкт-Петербурга цена земли за последние 5 лет выросла в 1,5-2 раза. Расширение существующего склада выходит дороже, чем строительство нового в другом регионе.

В некоторых регионах действуют жесткие регламенты по изменению назначения земельных участков и строительству дополнительных объектов. Даже если рядом есть свободная земля, ее использование под складские нужды может оказаться невозможным из-за зонирования. Процесс перевода земли в нужную категорию занимает несколько лет и требует значительных вложений.

Литература

  1. Российские регионы снижают налоги для МТК. Министерство экономического развития Российской Федерации.
  2. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Министерство экономического развития Российской Федерации.
Просмотров:
102
Следите за нашими новостями в удобном формате
Заказать разработку сайта или плагина на Wordpress