Вызовы складской логистики. Опыт лидеров

В наше время скорость и точность доставки становятся ключевыми факторами успеха бизнеса, и грамотный подход к работе склада играет одну из важнейших ролей. Именно от эффективности складской логистики зависит, насколько быстро товар попадет к клиенту. Да, клиентский опыт в основном зависит от последней мили, но сроки, точная комплексность заказа, его сохранность и стоимость всех этих операций напрямую зависят от эффективно выстроенной складской логистики. Для оператора экспресс-доставки улучшения процессов работы склада могут стать решающим конкурентным преимуществом.

Вызовы складской логистики. Опыт лидеров
Источник: СДЭК

Какие склады есть и должны быть у оператора экспресс-доставки

Всем компаниям, работающим в сфере ритейла или организации перемещения грузов, неизбежно приходится работать со складами. Обычно требуются хранение, комплектация, сортировка и другое, поэтому эффективность применения комплекса складских услуг может напрямую влиять на уровень затрат и маржинальность бизнеса. Для крупных компаний допустима организация собственной складской инфраструктуры, для небольших игроков e-commerce логичнее отдавать эти процессы на аутсорсинг.

Александр Воронов, Руководитель службы внутригородской логистики СДЭК
Александр Воронов, Руководитель службы внутригородской логистики СДЭК
Николай Пахомов, Руководитель департамента логистических продуктов СДЭК
Николай Пахомов, Руководитель департамента логистических продуктов СДЭК

У нашей компании есть как собственные, так и арендованные склады в 44 странах мира. Подбор склада всегда основан на требованиях бизнеса. Например, все наши склады – это кросс-док-площадка, а, значит, есть особые требования и к количеству ворот и к топологии. Отдельным пунктом стоит пул требований по складскому оборудованию, например, если склад будет полностью автоматизирован, то к нему появляются дополнительные требования по электропитанию.

О дефиците складов и площадей для ПВЗ

Мы, безусловно, наблюдаем рост дефицита складов, о котором в один голос говорят все исследования рынка. Причем этот тренд касается различных категорий складских площадей. Причиной сложившейся ситуации стали: повышенный спрос на крупные склады для маркетплейсов, уменьшение предложений на территории промзон, активно застраивающихся жильем либо перепрофилированных под восстановление отечественного производства. Тем не менее сейчас наши потребности в складах закрыты. Однако, если столкнемся с необходимостью поиска новых площадей, будем досконально изучать рынок. Мы никогда не отказываемся от варианта построить собственный объект, если это будет экономически целесообразно.

Компания развивается, ежегодно вводятся новые продукты и проекты, требующие расширения складских площадей, поэтому, несмотря на стагнирующий рынок, мы допускаем необходимость открытия новых складов.
Сейчас все чаще звучит идея появления совместных складов онлайн-ритейлеров, особенно в крупных городах, где дефицит площадей стоит особенно остро. Мы позитивно оцениваем вероятность подобной перспективы. Обслуживание и управление собственными складскими мощностями стоит дорого.

Любой бизнес не упустит возможности сделать процессы дешевле и эффективнее без дополнительных инвестиций. Возможно, в скором будущем появятся и мультибрендовые ПВЗ, такие эксперименты уже проводятся, потому что находить площадки под открытие новых пунктов становится все сложнее.

Автоматизация: путь или цель?

На данный момент в отрасли широко применяются технологии автоматизации обработки грузовых потоков, сортировки груза, уход от ручных операций для повышения скорости обработки груза, минимизации ошибок. Эти технологии применяются у нас на всех этапах прохождения груза через склады: при разгрузке транспорта с применением погрузчиков, передаче на сортировочные линии для распределения по направлениям либо подключении роботов сортировки; при автоматическом измерении габаритов и взвешивании грузов, использовании многооборотной тары и механизмов упаковки, палетирования для последующей отправки груза. Все упомянутые технологии позволяют сокращать срок обработки груза, эффективнее использовать складские площади, минимизировать ресурс персонала на складах.

Основное направление автоматизации – сортировочные линии, применяющиеся в ряде городов для обработки мелких и средних грузов, а также поиск решений в автоматизации обработки крупногабаритных грузов.

Сложно оценить долю автоматизации складов по всем регионам присутствия компании. Есть склады, которые автоматизированы более чем на 70%, например в Санкт Петербурге, а есть небольшие региональные склады, где процент автоматизации может быть минимален. Автоматизация – не цель, это путь, основанный на текущих и прогнозируемых потребностях бизнеса. Чтобы оценить эффективность автоматизации, можно привести пример двух наших складов:

Сортировочный центр в Санкт-Петербурге, который оснащен первой в России роботизированной системой сортировки отправлений, способной обрабатывать более 4 тыс. посылок в час по 158 направлениям. Общая площадь центра составляет 17 тыс. кв. м, что позволяет обрабатывать до 100 тыс. отправлений ежедневно. Роботизированная система позволила сократить количество касаний отправлений, что, в свою очередь, уменьшает количество брака, а в пиковые часы автоматизация позволяет быстро обрабатывать груз и своевременно передавать его по транспортной схеме. Количество обрабатываемых отправлений на складе в Санкт-Петербурге увеличилось на 56%, при этом производительность за три года увеличилась на 33%.

Нельзя в связи с автоматизацией не упомянуть технологии искусственного интеллекта. ИИ оказывает положительное влияние на работу складов, позволяя оптимизировать и автоматизировать некоторые процессы. Например, в СДЭК есть система управления складом (WMS), которая с помощью ИИ позволяет сотрудникам склада быстро и без ошибок распределять грузы по направлениям отправок, а также отслеживать задержки грузов на складе.

Складское оборудование: Made in…

Простое складское оборудование сейчас хорошо представлено российскими поставщиками. И выбор, и конкурентная среда радуют нас как заказчика. Более сложное оборудование – на стороне китайских поставщиков. Например, даже до ситуации с санкциями мы использовали ТСД китайского производства. Если говорить про крупную автоматизацию, то есть некоторое количество отечественных интеграторов в РФ, которые за основу берут китайское оборудование, успешно его русифицируют и интегрируют с нашим ПО. В данном аспекте нет нерешаемых задач.

Прохождение периодов сезонных нагрузок

Дефицит складских площадей и нехватка персонала негативно влияют на затраты логистики для e-commerce. Особенно эти факторы могут проявить себя в периоды пиковых нагрузок. К каждому сезону мы начинаем готовиться заранее. Уже в январе – феврале прогнозируем сезонную нагрузку на год и оцениваем текущие площади, назначаем некоторые на смену и расширение. Второй этап – июль – август, когда мы инвентаризируем оборудование, чтобы понять, хватит ли нам его для прохождения плановой сезонной нагрузки: это и ТСД, и складская механизация, и некоторые блоки автоматизации, стеллажи, принтеры (фактически весь перечень складского оборудования). Последний этап – сентябрь – октябрь, когда мы фокусируемся на персонале: добираем, обучаем, адаптируем, ищем альтернативных поставщиков кадров. Сокращение ресурса персонала, рост конкуренции на рынке кладовщиков, затрат на производственный персонал – это очевидный тренд работы складов. Уже в сами периоды повышенной нагрузки мы держим руку на пульсе и контролируем каждую метрику в режиме онлайн.

Москва-Юг, имеющий самую большую площадь, включающую крупнейший в нашей компании сортировочный центр и одну из двух курьерских баз Москвы. Здесь обрабатываются десятки магистральных авто- и авианаправлений ежедневно.

Тренды складской логистики

Сокращение ресурса персонала и дефицит складских площадей заметно влияют на затраты логистики для e-commerce.

В то же время запросы клиентов на сокращение сроков доставки транслируются участникам логистического рынка и способствуют развитию региональных сетей складов, а также расширению услуг фулфилмента.

Среди других более технологичных трендов:

  • Сервисы, базирующиеся на технологии компьютерного зрения, войдут в обиход в складской логистике. Они будут использоваться как для оценки и выявления экстренных ситуаций на складе, так и для простых прикладных вещей, например для оценки утилизации или мониторинга занятости сотрудников. Стационарные роботы станут использоваться вместо людей для рутинных действий.
  • Носимая электроника станет частью оценки работы сотрудников через создание аналитических метрик на основании данных с датчиков.
  • Продолжится тренд автоматизации и роботизации, особенно на растущем рынке труда.
  • Применение ИИ для планирования и прогнозирования нагрузки.
  • Системы складского моделирования станут обязательными. Склад становится все сложнее и сложнее, предлагая все больший набор сервисов. Без полноценного моделирования обойтись не получится.
  • Стационарные роботы станут использоваться вместо людей для рутинных действий.
Просмотров:
61
Следите за нашими новостями в удобном формате
Заказать разработку сайта или плагина на Wordpress