Дефицит складов — вызов, выходящий за рамки логистической отрасли
Ассоциация “АвтоГрузЭкс” регулярно устраивает встречи с представителями регуляторов и бизнеса и отраслевых СМИ, в частности, журнала “Логистика 360”. Предлагаем вам некоторые выдержки с заседания, которое проходило в июне. Проблемы, поднятые на заседании, станут ключевыми вопросами отраслевых конференций предстоящей осени.
Сохранение ключевой ставки ЦБ на уровне 16%, высокая инфляция, прогноз роста ВВП на 2024 год 2,8% – таковы реалии, в которых функционирует российская экономика прямо сейчас.
Доля вакантных складских площадей в России по итогам первого квартала 2024 г. составила менее 1% и продолжает снижаться.
С этих данных, приведенных консалтинговой компании IBC Real Estate, начала свое выступление директор по транспорту FM Logistics Маргарита Бэнэвиз. Спрос существенно превышает предложение, что приводит к росту арендных ставок. Средняя ставка аренды на склады класса А в январе-марте увеличилась на 10% по сравнению с 4 кварталом 2023 года — до 9 700 руб. за 1 кв. м triple net, сообщают аналитики.
Арендодатели диктуют условия и повышают тарифы, что тормозит развитие площадей для 3PL-услуг. Параллельно нехватке площадей и росту цен продолжает расти спрос, во многом из-за бурного развития маркетплейсов.
При росте стоимости аренды складов в 40% и обслуживания до 20%, стоимость продукции может увеличиться 1,5-2%. Это примерная доля ответственности логистических издержек в общей инфляции.
Прогнозируется, что по итогам 2024 года спрос на складские помещения вырастет на 58%, а по итогам 2025−2026 годов – еще на 74%.
Быстро закрыть проблему дефицита складских площадей не получится по ряду причин, главная из которых — постоянное увеличение стоимости строительства, которому способствует высокая инфляция и дефицит персонала. Комфортный показатель вакантных складских площадей варьируется в пределах 6-7%. Такие цифры обеспечивают конкурентные ставки и отсутствие спекуляций, но по прогнозам экспертов NF Group, в случае, если не предпринять серьезных регуляторах шагов, достичь его получится не раньше 2027 г.
Вадим Филатов, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс», совладелец и заместитель директора ПЭК, согласился с данными по острому дефициту складских помещений и росту цен на строительство и аренду, отметив, что речь здесь идет не только об интересах игроков логистической отрасли, но и об экономике страны: «Каждая новая логистическая площадка — не только деловой проект, но и масштабное капиталовложение в развитие экономики страны. Например, один склад площадью 100 тыс. кв. м. может обеспечить рабочими местами от 500 до 5000 человек, в зависимости от специфики операций». Спикер также поднял вопрос о строительстве складских помещений на приграничных территориях. Он привел в пример Китай, где государство выделяет субсидии на строительство ТОР с грузопереработкой, считая это частью задачи по глобальному экспорту.
Георгий Дыханов, представитель «Деловой России» в Калининграде, согласился с необходимостью строительства складских площадей в приграничных территориях, а также в промышленных регионах. Он также отметил, что многие из уже существующих, и таких дефицитных складов, не соответствуют современным требованиям по обработке грузов. Среди сопутствующих задач спикер назвал строительство дорожной и ж/д-инфраструктуры, разработку ИТ-решений, упрощение таможенных процедур, необходимость оборудования специальных складов в промышленных регионах, а также важность производство контейнеров и спецконтейнеров в России.
Подытожил обсуждение нехватки складских площадей генеральный директор СТС Логистика Кирилл Власов. Откуда возник дефицит? Еще несколько лет назад эта проблема не была столь острой. Помимо уже упомянутого в обсуждении бурного развития электронной коммерции, это направление торговли отличается тем, что требует больше места из-за размещения штучных позиций. Еще один драйвер ситуации — изменение и удлинение цепи поставок. Санкции и увеличение сроков доставки вынуждают предприятия увеличивать складской запас.
Хорошей новостью представитель компании СТС Логистика считает то, что крупные девелоперы заявили о строительстве складских площадей, как о новом приоритете их деятельности. Если застройщики увидели и оценили нишу, как перспективную, складов точно станет больше.