Экспедиторы озадачены требованиями нового закона о перевозках
Совфед одобрил закон об усилении контроля за перевозками грузов. С 1 марта 2026 года экспедиторские компании обязаны зарегистрироваться на цифровой платформе "ГосЛог", а с 1 сентября перейти на электронный документооборот. В логистическом сообществе инициативу многие считают преждевременной.

Закон окончательно утвердил давно обсуждаемое создание специального реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог». Регистрация должна быть осуществлена в течение 60 дней после 1 марта 2026 года.
С 1 сентября экспедиторские документы должны оформляться только в электронном виде, бумажные разрешат лишь в исключительных случаях по решению Минтранса.
В случае нарушения правил оформления грузов штрафы будут налагаться не на перевозчиков, а на грузоотправителей. Это поможет снизить риски для транспортных компаний, но может создать дополнительные сложности во взаимодействии с клиентами. Кроме того, новый закон запрещает передавать за границу персональные данные клиентов, за исключением случаев международных перевозок, если это разрешено международными договорами РФ и законом «О персональных данных».
Нововведения призваны повысить прозрачность грузоперевозок. Однако в логистическом бизнес-сообществе закон восприняли настороженно. По словам исполнительного директора Transasia Logistics Кирилла Латинского, многие предложения участников рынка не были учтены при разработке документа. «Действительно, очень много «серых» перевозок, особенно за Уралом. Но методы внедрения «ГосЛог» не учитывают интересы многих участников, — отмечает Латинский. — Бизнес относится к инициативе настороженно, предложения частного сектора не были услышаны». Он считает, что сейчас неподходящее время для таких нововведений из-за падения грузопотоков и волатильности на рынке.
Председатель Ассоциации дальнобойщиков, замгендиректора «Трио-транс» Данила Кудряшов также критикует закон в нынешнем виде. По его мнению, с 1 сентября 2025 года документ скорее всего не вступит в силу, ожидается отсрочка для доработки. Кудряшов указывает, что предложения бизнес-сообщества не были учтены, в том числе по переходу на электронный документооборот в рекомендательном, а не обязательном порядке.