Как изменились условия и сроки перевозки грузов автомобильным транспортом в Беларусь
Из-за введения в Беларуси обязательных проверок грузов для физлиц из России и ЕАЭС сроки доставки выросли на 18-23%. Перевозчикам приходится доставлять партии на склады, а затем везти на пункты досмотра.

По словам руководителя направления развития Республики Беларусь в логистической компании ПЭК Сергея Матеюка, досмотры грузов для физлиц проводятся на шести специализированных площадках в четырех городах, расположенных на расстоянии 160-200 км друг от друга. Из-за этого пункты контроля не охватывают значительную часть территории страны. Длительность досмотра в среднем составляет 2-10 часов.
«Чтобы таможенные проверки не повлияли на сроки доставки коммерческих партий, перевозчики сборных грузов вынуждены сначала доставлять эти партии на собственные склады, выгружать там, а после этого — доставлять грузы для физлиц на пункт контроля», — рассказал эксперт компании ПЭК.
В процедуру досмотра входят оплачиваемые операции:
- оформление заявки и выдачи пропуска;
- процесс сопровождения работниками РУП «Белпочта» и «Белтаможсервис»;
- предоставление места стоянки в зоне СВХ грузового транспорта;
- электронное уведомление о размещении груза в зоне досмотра;
- погрузка и разгрузка;
- прием емкости с грузом;
- разукомплектование и передача на таможенный контроль.
В конечной стоимости перевозки грузов для физических лиц перечисленные операции составляют не менее 10%.
Сергей Матеюк отметил, что на рынке сохраняются на недобросовестные перевозчики, доставляющие грузы в обход пунктов контроля. Они пользуются тем, что Указ №297, регулирующий государственный учет и эксплуатацию БПЛА и направленный на пресечение нелегального ввоза дронов, предусматривает ответственность лишь в случае обнаружения нарушения в ходе камеральной проверки.
Пусть к упрощению процедур
Перевозчики очень надеются, что ситуацию улучшит единая система обмена данных, которую Беларусь запустила с 1 января 2025 года. Теперь данные о грузах из России отправляются в единую систему, где перевозке присваивается уникальный идентификационный номер.
Важным шагом может стать увеличение количество пунктов пропуска и оснащение их автоматизированными комплексами досмотра.
Эксперт поделился данными компании ПЭК: рост спроса на доставку составил в 2024 году 10% к году. Филиалы компании располагаются в Минске, Гомеле, Витебске, Гродно и Бресте. Открытие таможенных пунктов недалеко от этих городов и упрощение таможенных процедур позволило бы сгладить эффект удлинения логистического плеча, возникшего из-за необходимости досмотра отправлений для физических лиц.