Новая попытка «обелить» рынок автомобильных грузоперевозчиков России

Новые законодательные инициативы не должны приводить к дальнейшему падению рентабельности перевозчиков, считают члены Ассоциации «АвтоГрузЭкс». Необходимо избежать повышения административной и финансовой нагрузки на бизнес, выработав общее мнение и донеся его до регуляторов.

Новая попытка «обелить» рынок автомобильных грузоперевозчиков России

Тема «обеления» рынка грузоперевозок стала главной на очередном заседании Комитета по транспортной логистике Деловой России, Ассоциации «АвтоГрузЭкс», Ассоциации Добросовестных Налогоплательщиков «РАДО» при участии контрольного управления ФНС России и Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №6 ФНС России, состоявшейся 26 июля.

Ситуация на рынке грузоперевозок непростая. По данным Ассоциации Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, из-за роста расходов на топливо, закупку и обслуживание грузового транспорта, а также на оплату труда себестоимость автомобильных грузоперевозок в прошлом году увеличилась на 30% и продолжает расти. Компании вынуждены урезать расходы, снижать инвестиции в автопарк и развитие новых сервисов. При такой ситуации неизбежным станет уход небольших игроков и нехватка техники, что приведет к увеличению тарифов.

 «К сожалению, на рынке грузоперевозок сохраняется большая доля недобросовестных игроков. По данным «АвтоГрузЭкс», более 60% компаний нарушают нормы законодательства, а также демпингуют за счет оптимизации налогов и сборов. За последние два года разрыв между состоянием транспортных средств, а также тарифами добросовестных и остальных перевозчиков существенно вырос. Результат — повышенная аварийность в грузоперевозках и развитие неравных конкурентных условий на рынке», — заявил Вадим Филатов, президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс», председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России».

Возможным шагом для достижения поставленной задачи «АвтоГрузЭкс» видит введение допуска на рынок грузоперевозок и создание единой цифровой платформы, на которой компании будут обмениваться данными с Минтрансом, Налоговой службой, а также с другими министерствами и ведомствами.

Вопрос ухода в серую зону беспокоит всех участников отрасли, считает исполнительный директор Ассоциации Добросовестных Налогоплательщиков «РАДО» Екатерина Роганова: «Заинтересованность участников рынка во внедрении понятных и прозрачных норм и критериев на лицо. К сожалению, последние два года этот вопрос не двигался с места. Но сейчас актуализировались два очень важных момента: заинтересованность самих участников, которые непосредственно на себе ощущают все сложности и трудности «серого» рынка; второй аспект — ФНС России детально проработала прикладные механизмы реализации концепции «обеления» рынка грузоперевозок».

Екатерина Роганова отметила, что участники рынка предложили проекты с конкретными цифрами и показателями, которые были предварительно проработаны и предложены на прошедшем заседании, в том числе с рабочими методиками расчёта. «Все предложения мы в состоянии закрепить и масштабировать на весь рынок автомобильных грузоперевозок», — отметила Роганова.

Заместитель начальника контрольного управления ФНС России Александр Кузин выразил уверенность в том, что усилия рабочей группы будут услышаны регуляторам: «Формирование конкретных и прозрачных предложений ранее тормозилось в связи с отсутствием консолидированной позиции участников рынка. Сейчас мнения лидеров были услышаны, систематизированы и сформированы в единое предложение. Дальнейшему продвижению работы будет способствовать опыт ФНС России в решение схожих проблем в области клининга и технической эксплуатации.  Нам кажется правильным двигаться по прецеденту». 

ФНС определила четкие показатели, которые налоговые органы будут применять при определении приоритетных направлений и контрольной деятельности. Это значит, что, в первую очередь, подлежат проверке компании, которые имеют наименьшую налоговую нагрузку.

Руководитель Межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №6 ФНС России Елена Мазалова выразила мнение, что необходимо выбрать удобный всем сторонам путь преобразований, который бы позволил избегать налоговых разрывов, рисков нарушений и невыплат. «Важно, с одной стороны, создать адекватную и понятную конкурентную среду, но, с другой стороны, сохранить понятные условия работы для налоговых органов. Можно вполне обходиться без выездных налоговых проверок. Отраслью грузовых автоперевозок важно заниматься, и мы, в свою очередь, в этом году ставим приоритет на «обеление» отрасли», — добавила она.

Президент компании «ИТЕКО» Евгений Бабаев подтвердил наблюдения коллег о том, что за последний год на рынке грузоперевозок усилилась конкуренция, у перевозчиков выросли расходы. В связи с этими небольшие компании, предложив более выгодные тарифы, получили конкурентные преимущества, В итоге под удар попали не только крупные компании отрасли, которые платят налоги в полном объеме, но и государство в целом.

«Я бы разделил весь рынок на две части. Первая — это небольшие игроки, которые никогда не платили налоги и не собираются этого делать. Таких большинство. Причем такие перевозчики не готовы к изменениям и будут противодействовать «обелению» рынка. Вторая часть — это игроки, которые готовы и хотят платить налоги, но нуждаются в оптимизации этой части расходов», — констатировал Евгений Бабаев.

Той же позиции придерживается Евгений Шакалида, генеральный директор компании «Траско». «Мы сейчас работаем и полностью выплачиваем все налоговые начисления. Мы выступаем за развитие всей отрасли в целом. Крупные компании — это, прежде всего, социально ответственный бизнес. Ответственный игрок рынка всегда гарантирует выплату заработной платы сотрудникам, выплату налогов и социальных выплат. Крупную компанию легко контролировать. Мы, как представители именно крупного бизнеса, хотим помочь менее крупным компаниям выйти на путь цивилизованной работы. Это важно для «обеления» всей отрасли, для улучшения жизни и экономических показателей», — добавил Евгений Шакалида.

Должны появиться четкие показатели, определяющие надежность перевозчиков для регулирующих органов, заказчиков и партнеров. При том важно, чтобы эти параметры были основаны на среднесписочной численности сотрудников компании и медианном уровне зарплат в отрасли. Это позволит бизнесу оценивать своих контрагентов в режиме реального времени, а в перспективе — снизить риск налоговых разрывов, добавил глава «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.

Новые законодательные инициативы не должны привести к дальнейшему падению рентабельности перевозчиков. Для этого необходимо избежать повышения административной и финансовой нагрузки на бизнес.

В заключение встречи все участники совещания согласились создать рабочую групп, чтобы в ближайшее время приступить к практической реализации внедрения налоговой системы «светофор».

Просмотров:
81

Поделиться