Образовался дефицит грузовиков для внутригородской доставки
За семь месяцев 2024 года нехватка малотоннажной техники грузоподъемностью до 3,5 тонн у российских перевозчиков составила 20%, усилившись на 10 п.п. относительно соответствующего периода прошлого года.
Показатель дефицита рассчитывается как соотношение объема перевозимых грузов к количеству LCV-техники в автопарках транспортных компаний и ее вместимости. По мнению Вадима Филатова, президента «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс»), в высокий логистический сезон, который длится с октября по декабрь, дефицит может увеличиться еще на 15 п.п.
Причин дефицита несколько:
- нехватка водителей;
- рост расходов на закупку новых грузовиков на 30% год от года;
- заградительные лизинговые ставки, которые за два года выросли более чем в три раза, ограничивают обновление техники.
Нехватка грузового транспорта
Директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов отметил, что в основном не хватает тентованных и изотермических фургонов, а также грузовиков-рефрижераторов.
«За два года лизинговые ставки на малотоннажные грузовики увеличились более чем в три раза — до 25%, а субсидии с начала года были недоступны, так как Минпромторг РФ исключил легкий коммерческий транспорт из программы льготного приобретения техники», — рассказал о проблеме Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК».
Представители Горьковского автозавода (предприятие выпускает большой модельный ряд LCV и MCV, в том числе для внутригородской доставки) сообщили, что необходимые автомобили произведены, но из-за роста лизинговых ставок в июле по некоторым контрактам до 27-29% экономически их приобретение для ряда клиентов становилось нерентабельным. “Возобновившаяся программа льготного лизинга поможет компенсировать это удорожание, будет стимулировать спрос и создаст условия для обновления транспортных парков, и мы благодарны Минпромторгу РФ, изыскавшему возможность в сегодняшних непростых условиях обеспечить ее финансирование», — отметили на предприятии.
На днях Минпромторг сообщил о дофинансировании программ стимулирования спроса, в том числе льготного лизинга коммерческой техники, на который до конца года будет выделено 8 млрд руб. Данное решение было принято в ответ на запрос бизнес-сообщества, в том числе — ассоциации «АвтоГрузЭкс», которая в мае обратилась к первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Денису Мантурову с предложением возобновить действие программы льготного лизинга и увеличить ее бюджет.
Лизинговые компании со своей стороны тоже стараются сократить финансовую нагрузку клиентов. Например, один из пакетов Альфа-Лизинга предполагает получение LCV-техники с минимальным первоначальным взносом (от 10%), а для некоторых категорий устойчивых и стабильных клиентов – даже без первого взноса.
Тем не менее практика показывает, что этих мер недостаточно. Немало транспортных компаний отказались от планов по приобретению новой техники или минимизировали их. «Байкал Сервис» в этом году будет обновлять лишь автотранспорт, выработавший свой ресурс. А «МТЭК-Логистик» и «Фургоноф» и вовсе отказались от пополнения автопарка во втором полугодии.
Как следствие, перевозчики вынуждены продлевать срок эксплуатации грузового транспорта и за первое полугодие частота внеплановых обращений на сервисные станции увеличилась на 25% год к году.
«Корпоративные парки продолжают устаревать, что уже привело к росту технических расходов компаний на 20%, запчасти и комплектующие — на 15% год к году. Но главная проблема – повышение аварийности на транспорте, с которым сталкивается из-за этого рынок», — подчеркнул Вадим Филатов.
Дефицит водителей и сопутствующие проблемы
По данным «АвтоГрузЭкс», до 10% автопарков перевозчиков простаивает из-за нехватки водителей. Средний срок закрытия одной вакансии водителей категорий В и С увеличился на 30-40%.
Одновременно снизилась и квалификация сотрудников. По словам коммерческого директора «МТЭК-Логистик» Евгения Симакова, в компанию все чаще приходят наниматься водители без опыта работы в грузоперевозках и профильных навыков. Но именно LCV-водители взаимодействуют с заказчиками на «первой» и «последней милях» и от качества их работы зависит уровень клиентского сервиса. В итоге многие компании увеличивают срок их обучения и стажировки, отметил генеральный директор «Скиф-Карго» Сергей Чернов.