Транспортные компании попали под прицел ФНС из-за миллиардных неуплат

13.01.2025

Федеральная налоговая служба по обращению общественных организаций начала проверки транспортно-логистических компаний из-за подозрений в масштабном уклонении от уплаты налогов и страховых взносов.

Транспортные компании попали под прицел ФНС из-за миллиардных неуплат

Общественная потребительская инициатива (ОПИ) и ассоциация грузоперевозчиков «АвтоГрузЭкс» обратились в ФНС с жалобой на распространенные схемы ухода от налогов в транспортно-логистической отрасли. Среди выявленных нарушений — выплата «серых» зарплат в конвертах, занижение страховых взносов, незаконное возмещение НДС и нерегистрируемые переработки. По оценкам участников рынка, потери бюджета от финансовых махинаций «серых» перевозчиков приблизились к 920 млрд рублей в 2024 году.

По данным ОПИ, более половины транспортных компаний практикуют выдачу неофициальных зарплат, оформляют трудовые договора ненадлежащим образом, уход от обязательных медосмотров и учета переработок.

В «АвтоГрузЭкс» считают, что 60% перевозчиков сокращают налоговые выплаты, отчисляя взносы только с МРОТ, а остальное проводят неофициально. «Это приводит к развитию недобросовестной конкуренции в отрасли, демпингу и снижению тарифов на 15–20% от рыночного уровня», — такие данные привел Вадим Филатов, президент ассоциации «АвтоГрузЭкс».

Налоговые потери только от схем с «серыми» зарплатами оцениваются в 300 млрд рублей. Эта цифра прозвучала в конце ноября на встрече представителей бизнеса с первым замминистра транспорта Валентином Ивановым на Транспортной неделе.

По словам Евгения Бабаева, президента ИТЕКО, «перевозчики часто не оформляют водителей в штат или занижают уровень их заработной платы. Средние и крупные компании используют схему дробления, когда водители трудоустроены как МСП и используют льготу в виде скидки 50% от социального налога».

Одна из самых популярных нелегальных моделей — приобретение «бумажного» НДС, когда компания якобы оплачивает услуги фиктивных контрагентов, но на практике ничего не приобретает.

Нередко перевозчики создают два юридических лица: одно на общей системе налогообложения, где проводятся затраты с уплатой НДС, а второе — на упрощенной системе, куда переводятся остальные средства. Таким образом достигается высокий уровень незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. Около 80% перевозчиков освобождены от НДС из-за применения упрощенной системы или патентного налогообложения. Однако заказчики все равно возмещают этот налог через посреднические компании. Налоговой службе сложно оперативно выявлять подобные схемы.

По оценкам экспертов ИТЕКО, потери бюджета из-за незаконного возмещения НДС в 2025 году могут приблизиться к 500 млрд рублей.

Еще около 120 млрд рублей ежегодно теряется из-за уклонения перевозчиков от оплаты проезда по федеральным трассам в системе «Платон». Водители используют разные варианты обхода системы, понимая, что возможный штраф в 5 тысяч рублей выгоднее официальных регулярных отчислений.

После обращения ОПИ центральный аппарат ФНС поручил региональным управлениям провести проверки. На конец декабря 2024 года такие мероприятия начали Свердловское и Нижегородское УФНС.

Помимо инициированных проверок в 1 квартале 2025 года налоговые органы по субъектам РФ проводят массовый расчет транспортного налога для юридических лиц.

Просмотров:
142

Поделиться

Следите за нашими новостями в удобном формате
Заказать разработку сайта или плагина на Wordpress