Исследование рынка систем управления транспортной логистикой (TMS)

В феврале – марте 2025 г. аналитики агентства «Логистика 360» провели исследование рынка TMS, опросив 18 ведущих ИT-компаний-разработчиков TMS- систем и собрав актуальные сведения из открытых источников. В ходе работы выявлены основные технологические тренды рынка, особенности TMS- продуктов и специфика реализации проектов.

Исследование рынка систем управления транспортной логистикой (TMS)
Источник: Freepik

Краткую версию отчета можно скачать по ссылке, заполнив форму. Полную версию с подробными результатами опроса также можно приобрести, выбрав соответствующую опцию.

Введение

В 2024 г. отрасль транспортной логистики переживала очередной сложный период: дефицит водителей грузового транспорта до 30%, повышение тарифов утилизационного сбора на 70-80%, рост зарплат водителей, курьеров и складских работников до 42% и увеличение тарифов на железнодорожные грузоперевозки с 1 декабря 2024 г. на 13,8%. В связи с этим поиск путей преодоления кризиса стал ключевым вопросом для обсуждения игроков рынка на отраслевых мероприятиях и онлайн-площадках профессиональных сообществ. Эксперты считают, что стабилизировать ситуацию помогут внесение изменений в нормативно-правовые акты регулирования рынка грузоперевозок, развитие электронного ритейла, внедрение новых подходов к работе с персоналом, государственная поддержка строительства транспортной инфраструктуры.

Ольга Белова, руководитель маркетинговых проектов
Ольга Белова, руководитель маркетинговых проектов «Логистика 360»

Отдельным важным блоком стоит цифровизация отрасли. Особая роль отводится, например, созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы «ГосЛог», разработка которой в настоящее время ведется под эгидой Минтранса России, и ее эффективность еще предстоит оценить. Мы же хотим обратить внимание на уже существующие и работающие цифровые инструменты, созданные для оптимизации управления процессами транспортировки грузов. Это автоматизированные системы управления транспортной логистикой (TMS), системы управления автопарком и двором предприятия, GPS-мониторинг, сервисы построения маршрутов, датчики контроля состояния грузов и оборудования, а также облачные решения для аналитики и оптимизационных расчетов. Подробнее об особенностях функционала и продуктов TMS, перспективах рынка и специфике ведения проектов TMS расскажем далее.

Вендоры TMS

В сравнении с рынком WMS, где более 50% компаний-разработчиков присутствуют на рынке свыше 15 лет, рынок TMS однозначно является более молодым. По данным проведенного исследования, средний возраст ИТ-компаний, предлагающих решения для управления транспортом, составляет около 10 лет, при этом наибольшая доля приходится на организации с присутствием на рынке от 6 до 10 лет, а 22% — на вендоров, ведущих свою деятельность более 20 лет. Отметим, что большинство разработчиков начали развивать TMS-направление лишь 3-6 лет назад, а значит, системы управления процессом транспортировки грузов – относительно новое, но быстро набирающее популярность программное решение.

К числу TMS-систем вендоры относят все типы цифровых продуктов – коробочное, кастомное ПО, облачные сервисы, лицензионные приложения. Разработчики TMS редко ограничиваются только базовым функционалом: 37% изучаемых компаний имеют в своем портфеле пять и более продуктов, в числе которых системы управления автопарком (FMS), сервисы оптимизации последней мили, облачные платформы для взаимодействия с перевозчиками. Широкий продуктовый портфель позволяет вендорам расширять активную клиентскую базу и демонстрировать ежегодные положительные темпы роста (рис. 1).

Рис.1. Динамика суммарной выручки компаний 2022-2027 гг.
Рис.1. Динамика суммарной выручки компаний 2022-2027 гг.

Расчетные данные приведены на основе ответов респондентов и данных СКБ «Контур». Выборка: 32 компании, занятые в разработке любых видов систем управления транспортной логистикой, включая аффилированных юрлиц из группы компаний.

В 2024 г. суммарная выручка компаний по всем проектам в среднем выросла на 10% г/г, что является умеренным показателем для рынка. Вендоры оптимистичны в прогнозах на ближайшие три года и оценивают рост на уровне 25-30%. В структуре компаний по выручке 44% вендоров систем автоматизации логистики и склада зарабатывают от 100 до 400 млн руб. в год. (рис. 2).

Рис. 2. Динамика по TMS-проектам, млрд руб.
Рис. 2. Динамика по TMS-проектам, млрд руб.

На рынке TMS сформировалось два типа вендоров: для трети компаний разработка систем управления транспортной логистикой является основной сферой деятельности, их доля выручки от TMS, по данным нашего опроса, достигает 95%. Для 2/3 компаний TMS является одним из решений в продуктовом портфеле, и доля выручки от таких проектов находится на уровне 32%. Рынок TMS — развивающийся и до 2025 г. показывал умеренные темпы роста, но, по мнению вендоров, будет расти на 30-37% ежегодно, что выше ожидаемых темпов роста компаний по общей выручке от всех продуктов.

Активное развитие сегмента TMS закономерно приводит к увеличению спроса на ИT-специалистов, задействованных в создании и внедрении систем управления транспортом. Численность программистов, бизнес аналитиков и проектных менеджеров, специализирующихся в этой области, ежегодно растет в среднем на 5-15%, демонстрируя устойчивую ежегодную положительную динамику (рис. 3). Для компенсации дефицита необходимых специалистов компании привлекают к работе внешних сотрудников из аффилированных структур. Эта практика помогает восполнять нехватку квалифицированных кадров и ускорять выполнение проектов, обеспечивая гибкость в условиях растущего рынка.

Рис. 3. Характер изменения численности TMS-специалистов у компаний-вендоров
Рис. 3. Характер изменения численности TMS-специалистов у компаний-вендоров

Проекты TMS

На рынке TMS сформировался широкий диапазон стоимости внедрения проектов (рис. 4). Подобная сегментация характерна для высококонкурентных рынков ПО, где игроки стремятся занять различные ценовые ниши для покрытия большего числа клиентов. Также широкий ценовой диапазон связан с типами предоставляемого ПО — от облачных и коробочных продуктов без персонализации до кастомного ПО под конкретного заказчика. По нашим данным, практически в равных соотношениях распределились доли низкобюджетных проектов (до 1 млн руб.), средних (5-6 млн руб.) и высокобюджетных (>10 млн руб.).

Рис. 4. Ценовое распределение проектов на рынке TMS, млн. руб.
Рис. 4. Ценовое распределение проектов на рынке TMS, млн. руб.

Сроки реализации проектов TMS меньше, чем WMS, и в среднем составляют 3-6 мес. Большинство вендоров подчеркивает, что сроки внедрения напрямую зависят от типа клиента и уровня сложности проекта.

В ходе ведения проектов по разработке TMS-вендоры сталкиваются с проблемами, негативно влияющими на процесс внедрения системы на конкретном предприятии-заказчике. В ходе опроса мы предложили респондентам проранжировать десять ключевых отрицательных факторов при ведении проектов. В тройку лидеров вошли такие параметры, как «отсутствие знания клиентом собственных процессов», «проблемы с корректностью входных данных», «нехватка трудовых ресурсов со стороны клиента или исполнителя». Среди непопулярных у респондентов параметров выступили: «сложности интеграции с ERP» и «смена ИТ-директора у заказчика» – эти факторы не оказывали существенного влияния на реализацию проекта.

Продукт TMS

Для оценки функциональных особенностей предлагаемых TMS-продуктов респонденты выбрали из списка характеристик функции, относящиеся к их TMS-решению. Абсолютно все компании – участники опроса отметили параметр «управление тарифами и расчет стоимости услуг». Чуть меньше (94%) отметили функционал по приему заказов и контролю за их исполнением. В первую пятерку ответов также вошла возможность мониторинга транспорта и управления услугами перевозок и тендерами. Управление ремонтами собственного транспорта и наличие собственного тендерного портала «биржи перевозчиков» оказались в числе не столь популярных функциональных параметров, их назвали 44% респондентов. Лишь 37% компаний имеют блок по учету штрафов и ДТП в своей системе TMS.

Большинство TMS-систем, как правило поддерживают интеграцию с различными сервисами. Так, 89% респондентов отметили возможность подключения своей TMS к сервису мониторинга транспорта. К наиболее популярным из используемых сервисов относятся Wialon (его назвали 67% респондентов), «АвтоГраф», Omnicomm (по 56% соответственно), «Глонасс» (44%). Несмотря на уход из РФ компании Gurtam, сервис Wialon является самым распространенным. 20% респондентов отметили, что TMS может быть подключена к любому сервису, еще 22% опрошенных указали на использование собственного сервиса мониторинга.

В отличие от мониторинга транспорта, где по-прежнему присутствуют сервисы зарубежных вендоров, в планировании маршрутов представлены только российские продукты. По результатам опроса, в ходе которого вендоры могли выбрать один или несколько вариантов ответа из перечня популярных сервисов, 50% TMS подключены к собственным сервисам маршрутизации, разработанным вендорами, 33% — к сервису «Яндекс.Маршрутизация» (рис. 5).

Рис. 5. Используемые сервисы маршрутизации
Рис. 5. Используемые сервисы маршрутизации

Тренды и перспективы

Российский рынок транспортных логистических систем демонстрирует более высокие темпы роста по сравнению с мировым. Эксперты оценивают средний ежегодный прирост мирового рынка TMS в 11%, в то время как в России этот показатель в ближайшие годы будет находиться на уровне 25%, что свидетельствует о фазе активного развития этого сегмента ИT-индустрии.

По результатам опроса можно выделить три основных направления развития рынка TMS-продуктов:

  • важность поддержки горизонтального и вертикального масштабирования систем (83% респондентов);
  • востребованность предиктивного анализа данных (56% опрошенных);
  • развитие искусственного интеллекта в сфере транспорта и логистики.

К уходящим непопулярным тенденциям рынка респонденты отнесли интегрированные платформы для взаимодействия с ERP и настройку пользовательского интерфейса. Такие возможности реализованы практически во всех продуктах и воспринимаются как обязательные.

В ходе опроса респондентам также было предложено оценить перечень различных факторов, положительно влияющих на рынок. Участники выбрали три наиболее важных из них (см. рис. 6).

Рис. 6. Основные факторы влияния на рынок
Рис. 6. Основные факторы влияния на рынок

Драйверами роста рынка TMS однозначно можно назвать постоянное ускорение и усложнение логистических процессов. В таких условиях все труднее обойтись без современной системы управления логистикой, а значит, количество торговых, производственных и транспортных организаций, внедряющих TMS и использующих современные цифровые логистические платформы, будет только расти. Сегодня TMS становятся обязательным элементом управления логистикой на предприятии, обеспечивая конкурентные преимущества и операционную эффективность в условиях динамично меняющегося рынка.

Выражаем благодарность активным участникам исследования: AXELOT SOFT, ГК «АНТОР», «1С-Рарус», «Адвантум», «ТН Цифровая логистика», CARGO RUN, LOGINET, TRUCKER, SeaData, S2B Group, IT Vectura, VEZUBR, R-ID, Artlogics, GTLogistics, Magenta, «ОБОЗ», «Инфорус».

Краткую версию отчета можно скачать по ссылке, заполнив форму. Полную версию с подробными результатами опроса также можно приобрести, выбрав соответствующую опцию.

Просмотров:
95

Поделиться

Следите за нашими новостями в удобном формате
Заказать разработку сайта или плагина на Wordpress