Определяем, сколько складов необходимо торговой сети

Аналитики прогнозируют, что 2024 г. станет рекордным для России по объему ввода складской недвижимости. Ожидаемо рост строительства отмечается в Москве и Петербурге, однако теперь не отстают и регионы.

Определяем, сколько складов необходимо торговой сети
Источник: Freepik

Это связано с глобальной экспансией федеральных ритейлеров на восток, а также с ростом онлайн-торговли. Однако новая инфраструктура пока не закрывает в полной мере потребности рынка, и дефицит вакантных складских площадей – все еще актуальная проблема. Это означает в первую очередь рост арендных ставок.

Чтобы поддержать рост продаж необходимой инфраструктурой и не провалиться по уровню сервиса, ритейлеры часто вынуждены действовать в условиях высокой неопределенности. Рост арендных ставок заставляет бизнес принимать быстрые и взвешенные решения об инвестициях в расширение складских площадей или изменение логистической сети. Любые промедления могут ослабить конкурентные позиции и привести к значительным затратам.

Опыт крупных розничных сетей с устойчивым присутствием в регионах показывает, что инвестирование в развитие складской инфраструктуры – это независимость от текущей ситуации и преимущество перед конкурентами на несколько шагов вперед. Ключевым моментом является выявление оптимального числа складских помещений для обеспечения выполнения обязательств перед клиентами при минимальных затратах на логистику. Ответ на этот вопрос зависит от индивидуальных потребностей, ресурсов и стратегических целей каждой организации, однако есть и общие рекомендации. Ими поделился бизнес-эксперт консалтинговой компании LAMACON Иван Глушаков.

Этап 1: расчет необходимого минимума складов для бизнеса

Инфраструктура тесно связана с обещаниями, которые компания дает своим клиентам, например, определяя сроками удобную клиенту форму доставки заказа. От ожиданий клиентов и зависит стратегия развития логистических цепочек, а также то, как будет организована доставка последней мили.

Для ритейл-сети минимально необходимое количество складов должно учитывать два фактора: сроки обработки заказа и доставку в любую из возможных конечных точек. Суммарно этот период не должен превышать заявленного клиенту срока. При обещании клиенту доставки в двухнедельный срок, хватит и одного склада, для доставки на следующий день – 6 складских помещений, а доставка в тот же день потребует 27 складов. Если компания предлагает экспресс-доставку, количество требуемых точек сборки заказа может исчисляться десятками тысяч малых помещений в небольшом удалении от клиентов.

Проведение таких расчетов требует специализированного программного обеспечения, поскольку одни объекты могут «съедать» спрос других при их неверном расположении, отчего каждый будет работать не в полную силу. А лишние склады – это прямые убытки, особенно в условиях высоких ставок аренды.

Этап 2: анализ взаимосвязи между операционными расходами и количеством складских объектов

Предположим, компания решила открыть 5 складов, позволяющих выполнить обещание клиенту. Но насколько это рационально с точки зрения расходов на транспортировку? Может быть, стоит добавить еще один центр для сокращения расстояния доставки и снижения затрат? Компания начинает искать оптимальное решение, при котором увеличение расходов на содержание дополнительного склада сравняется с экономией на транспорте. Добавление в инфраструктуру новых объектов может и увеличить, и уменьшить общую стоимость цепочек поставок. Если расходы растут, открытие новых объектов становится бессмысленным, а при снижении затрат возникает необходимость установления баланса между транспортными и складскими расходами.

Иван Глушаков, бизнес-эксперт консалтинговой компании LAMACON
Иван Глушаков, бизнес-эксперт консалтинговой компании LAMACON

Сначала рассмотрим влияние количества складов на транспортные расходы. В расчете этого параметра вам помогут внутренние специалисты транспортного отдела или специализированные математические модели.

С ростом числа складских помещений затраты на транспортировку снижаются, поскольку сокращается среднее расстояние доставки (средневзвешенное плечо). Перевозка товара со склада становится более экономичной. Однако у расходов на транспортировку существует фиксированная часть. Она не зависит от расстояния, на нее влияет только использование определенного средства транспорта. Например, аренда 20-тонного грузовика обойдется вам в 6000 руб., даже если заказ нужно доставить к соседнему дому. Эта часть расходов никак не влияет на решение задачи о количестве складов, поэтому ее можно не учитывать. Еще один фактор стоимости последней мили, время доставки, зависит от того, как будет распределен спрос по географии. Для большей части отраслей этот параметр будет разным, но можно предположить, что он коррелирует с плотностью населения на конкретной территории.

Далее определим взаимосвязь складских расходов и числа складов. Чем больше площадь склада, тем выше расходы, не зависящие от объема товара, проходящего через него. Суммарный товарооборот будет определять минимальный размер складского помещения, который нужен для обработки и хранения товара. Содержание части площадей, превышающих этот минимум при увеличении числа складов, компенсируется за счет снижения расходов на транспорт при уменьшении расстояний доставки.

На складах существуют переменные площади, необходимые непосредственно для товарооборота, а также фиксированные – различные технические и административные участки склада. Их количество зависит от задач бизнеса. Например, может потребоваться место для обслуживания электропогрузчиков, если они применяются на складе. Могут понадобиться места для хранения поддонов или переработки картона. Чрезмерное количество таких зон неизбежно приведет к увеличению расходов на складские операции, поэтому важно тщательно продумать размер этих зон на каждом складе. Важно понимать, что рост числа складов влечет за собой ступенчатый рост затрат. Каждая новая площадка добавляет определенную сумму к общим расходам. Однако стоит помнить, что удельные затраты на склад начнут возрастать в тот момент, когда эффективность его использования (утилизации) снизится.

Этап 3: определение необходимого и достаточного числа складов

После вычисления всех ключевых параметров можно рассчитать оптимальное количество складских помещений для ритейл-сети. Оптимальное число складывается, когда снижение транспортных расходов при открытии нового склада уравновешивается с затратами на содержание фиксированных площадей складов. Точка равновесия наступает, когда выгода от сокращения расстояния доставки компенсирует убытки от увеличения площади складских помещений. К примеру, одна из ведущих ритейл-сетей проанализировала все необходимые характеристики и обнаружила, что для их бизнеса необходимы девять складов, тогда как на тот момент у компании было только шесть. Эти данные открыли перед ритейлером большой потенциал для пересмотра стратегии в сторону оптимизации.

 Пересмотр инфраструктуры хранения с точки зрения выявления оптимума – один из основных шагов к построению комплексной стратегии управления цепочками поставок. Это позволяет компании видеть перспективы роста и пути оптимизации, чтобы стать более конкурентоспособной и достичь более высоких экономических показателей. При этом во избежание ошибок при инвестировании расположение новых помещений и их характеристики лучше определять с использованием специализированных инструментов анализа, одним из которых является математическое моделирование. Анализируя все факторы, влияющие на долгосрочные и краткосрочные планы развития, бизнес может принять взвешенное решение о наиболее эффективном и наименее рискованном способе развития своей складской сети.

Просмотров:
96

Поделиться